Полный текст статьи
Печать

Изменения, происходящие в новом тысячелетии во многих сферах деятельности человека, выдвигают новые требования к организации и качеству образования. Современный выпускник колледжа должен не только владеть специальными знаниями, умениями и навыками, но и ощущать потребность в  достижениях и успехе. Необходимо прививать ему интерес к накоплению знаний, непрерывному самообразованию, поскольку постоянно развивающаяся система профессионального образования требует соответствия содержания, форм и методов обучения современным стандартам подготовки квалифицированного специалиста. В связи с этими изменениями проблема профессиональной  мотивации приобретает сегодня особое значение[2].

Студент — это не школьник, которому можно сказать “так надо”, студенту необходимо объяснить каким образом знания ему пригодятся в будущем. И если преподаватель отвечает в духе “в жизни пригодится”, то обучающийся теряет интерес. Студент приходит в профессиональное учебное заведение не только за знаниями, а и за тем (в большей степени), чтобы стать хорошим специалистом в своей области. Поэтому преподаватель обязан уметь доказать студентам, что его предмет действительно будет полезен в их будущей деятельности.

Для того, чтобы выявить на сколько студенты автодорожного факультета заинтересованы в учебном процессе, мы провели исследования. Использовали методику Реана А.А., Якунина В.А. «Методика диагностики учебной мотивации» [1]. Исследования показали, что при обучении студентов направленность на внешние виды мотиваторов, такие как учёт посещаемости, предстоящий экзамен, требования учебной дисциплины не приводит к поддержанию необходимого уровня мотивации. Однако, многие проблемы, связанные с поддержанием учебной мотивации у студентов, и созданием благоприятных условий для их обучения ещё не достаточно изучены. В частности это связанно с постоянными реформами в системе образования.

На 1 курсе особо выделяются  мотивы учебной деятельности студентов. Поэтому целью нашего исследования было изучение мотивов к учебной деятельности с  1-го курса автодорожного факультета. Анкетируемым студентам предлагалось оценить мотивы своей учебной деятельности по пятибалльной шкале.

Итак, проанализировав результаты анкетирования мы выделили следующие особенности:

Из всего выше исследованного можно сделать  вывод, что студенты 1-х курсов все одинаково мотивированы на  творческую самореализацию это может объяснятся стремлением студентов к самореализации, творческому поиску, желанием участвовать в различных внеурочных мероприятиях. Вместе с тем выделяются и качественные различия в преобладании таких мотивов как коммуникативные, что вероятно связанно с процессом становления коллектива и межличностных отношений в нём; мотивы престижа; профессиональные - это может объясняться недостаточной сформированностью педагогической позиции и видения себя в педагогической профессии; учебно-познавательные что, как мы предполагаем связано с недостаточной познавательной активностью; социальные мотивы  объясняется низким уровнем личной ответственности. Мотив избегания неудачи не актуален для студентов первокурсников.

В заключение можно добавить, что у студентов в большинстве своём характерны группоцентрические мотивы, то есть коллективное сознание преобладает над индивидуальным. Что составляет существенное различие с результатами анкетирования студентов университетов.

Можно предположить, что это связано с их личностной несориентированностью, а также с тем, что среди студентов нашего автодорожного факультета преобладают парни, последние более зависимы от социальной оценки.