В условиях изменяющейся России предъявляются достаточно высокие требования к начинающему управленцу.
Задачи, поставленные перед начинающими руководителями в изменяющейся России, выполнимы только в том случае, если их профессиональное мастерство развивается, обогащается, процесс развития личности постоянен.
Владение профессиональным мастерством является важнейшей характеристикой специалиста в любой области трудовой деятельности.
О важнейшем значении качества личности управленца высказывались много выдающихся педагогов в различные периоды развития педагогической мысли. Создателями теории по основам управления считаются Ф. Тейлор, Г. Гантт, С. Томпсон и др. Они показали на практике, что управление, которое осуществляется на научных принципах, позволяет получать более хорошие результаты, чем управление, которое основывается на здравом смысле и опыте. К фундаментальным задачам управления Ф. Тейлор относил: равномерное разделение работы между исполнителями в соответствии с их способностями; четкое определение знаний, которые дает работникам; определение рациональных технологий работы и обучение им подчиненных, материальное поощрение за выполнение заданий. Основными элементами в механизме научно- обоснованного управления Тейлор считал задания, премии и штрафы [1]. Первой целостной теорией управления считается теория французского исследователя А. Файоля. Он изучал управленческую деятельность и способы рациональной организации систем управления. Э. Майо считается основоположником поведенческого подхода к управлению, он разработал теорию управления, получившую название «теория человеческих отношений» [1].
В образовательной системе эффективность управления общеобразовательным управлением часто связывают с термином управленческая культура руководителя. К.М. Ушаков раскрывает понятие «культура», применительно к организации следующим образом, как:
- систему отношений, включающую много подсистем или специальных отношений, используемую группой людей или человеческим обществом с целью определения поведения в разных условиях и обстоятельствах;
- систему представлений, ценностей, правил, норм, обычаев, верований, привычек, традиций, кодов, знаний, употреблений, практик, законов, знаков и т.д.
- сочетание реакций, внешних и внутренних мотивов, которые общество в течение длительного времени воспринимает как верные;
- структурированную систему моделей мышления и поведения, которые характеризуют сообщество;
- тенденцию вести себя в обществе определенным образом;
- коллективное умонастроение [1]
Культура складывается на основе профессиональной деятельности и самосознания, создается в процессе приобретения им интеллектуального и практического опыта деятельности [3]
Также умение управлять, можно связывать с понятием компетенция. Так как компетенции проявляются в действии. Можно выделить следующие действия: уметь извлекать пользу из опыта, уметь решать проблемы, организовывать связи прошлых и настоящих событий, уметь противостоять трудностям, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, уметь договариваться [2]
Известные теоретики и разработчики в области теории управления М. Вудкок и Д. Фрэнсис сформулировали к современному руководителю ряд следующих требований:
- Способность управлять собой и своим временем – интегративная способность, которая включает в себя: рациональное и результативное использование времени, эффективное ранжирование дел, целесообразное общение с окружающими, умелый «уход» от стрессов.
- Наличие разумных личных ценностей – основные жизненные позиции, которые позволяют современному руководителю выносить правильные суждения о том, что важно, а что нет, и принимать правильные управленческие решения.
- Наличие четких личных целей, ориентирующих руководителя на конкретные дела и их результаты и дающих возможность ранжировать силы, время и другие ресурсы управленческой деятельности.
- Постоянный личный рост, развитие на основе знания себя и своих индивидуальных возможностей, что предполагает положительное отношение к препятствиям, веру в свои силы.
- Умение эффективно решать проблемы, предполагающее постоянную нацеленность на решение проблем, выбор адекватных методов, использование системного подхода, четкая постановка цели работы каждого, установление критериев для определения успеха, умелое обращение с информацией, эффективное планирование.
- Способность к инновациям – интегративная способность руководителя, включающая положительную оценку творческого подхода в других людях, веру в свои творческие способности, настойчивость в решении задач, использование системного подхода к решению проблем и отбору новаторских идей, умение учиться на ошибках, стремление к риску.
- Способность влиять на других.
- Знание современных управленческих подходов
- Способность руководить – умело использовать людские ресурсы.
- Умение обучать и развивать подчиненных.
- Способность формировать и развивать рабочие группы [1].
Во многом управленческая культура руководителя зависит от особенностей личности человека, от его лидерских качеств, которые определяют его управленческий стиль. Выделяют следующие стили:
А) авторитарный
Б) демократический
В) либерально-анархический
Г) непоследовательный
Д) ситуативный [1]
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
В результате анализа психолого-педагогической литературы были определены основные структурные элементы профессионального мастерства: высокая информированность о потенциале принимаемых решений, полнота выделения актуальных проблем, рациональность выбора общей и частной целей, реалистичность планов достижения целей.
Иными словами, для будущего руководителя должны быть характерны управленческая культура и профессиональные знания.
Формирование профессионального мастерства чрезвычайно сложный и протяженный во времени процесс.
Освоение профессии управленца в процессе обучения в вузе можно считать основным этапом - этапом вхождения в профессию. Хотя в этот период реализация происходит в основном в теоретическом плане. Более полно и развернуто этап реализации начинается в процессе практической управленческой деятельности.
Задачи, поставленные перед начинающими управленцами выполнимы только в том случае, если их профессиональное мастерство постоянно развивается, обогащается, если процесс развития личности постоянен. Самопознание, саморазвитие, самовоспитание, самообразование и практическая деятельность в качестве управленца – это те составные элементы, каждый из которых становится самостоятельным направлением деятельности и вместе с тем одним из звеньев последовательности действий, направленных на профессиональный рост управленцев в современных условиях развития общества.
Итак, для успешной подготовки руководителя с управленческой культурой необходимо создание определенных условий: рациональная организация учебной деятельности в вузе, умелая организация практики. Однако многое зависит от личности самого будущего управленца, его мотивации на повышение уровня профессиональных знаний и умений, от постоянного самосовершенствования и саморазвития организаторских способностей и качеств.