Полный текст статьи
Печать

Перед Северо-Восточным федеральным университетом стоит важная задача интернационализации образования. По данным Управления международных связей СВФУ в 2010 году количество иностранных студентов составляло всего 74 человека. В последнее время количество иностранных студентов, обучающихся в СВФУ, быстро растет и в 2016 году достигло 334 человек (рис. 1) [1]. 

            Рис. 1. Общее количество иностранных обучающихся в 2010-2016 гг.

Тем не менее, по численности иностранных студентов СВФУ отстает от показателей, установленных Министерством образования и науки Российской Федерации. По данным мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования 2016 года, показатель СВФУ по международной деятельности составил 0,57 от нормативного [2]. 

Для привлечения новых студентов из других стран необходимо изучить условия, при которых им было бы привлекательно приезжать на учебу в СВФУ. Вопрос по повышению качества работы с иностранными студентами имеет особенное и актуальное значение.

Цель нашего исследования определена кафедрой экономики и управления, на которой мы учимся в магистратуре.  Мы провели анкетирование среди 13 китайских студентов, обучающихся в Финансово-экономическом институте СВФУ, для выявления проблем в процессе их учебы и жизни в Якутске.

 В прошлом году в магистратуру в ФЭИ поступили первые три человека, а в этом году поступили 10 студентов из Китая. (Таблица 1.) Как показано на рисунке 2, все они молодые, недавно закончили в университете. Их возраст от 20 до 25 лет, из 13 человек 4 юноши и 9 девушек.

Таблица 1. Количество магистрантов ФЭИ из Китая по программам и годам

Название программы магистратуры

2015

2016

Чел.

Чел.

Экономика труда

2

-

Стратегический и иновационный менеджмент

1

3

Стратегический маркетинг

-

3

Управление предприятием

-

1

Финансовое  управление в секторах экономики

-

3

Всего студентов  из Китая в магистратуре ФЭИ

3

13

 

Рис. 2. Возраст китайских магистрантов, обучающихся в Финансово-экономическом институте СВФУ (по девушкам, юношам).

 В результате анкетирования выяснили, что эти 13 человек закончили 7 разных университетов в Китае. Кроме Хунанского педагогического университета, все они закончили в северо-восточном Китае. И большинство из них получили специальность русского языка (Таблица 2.),  ( Рис. 3.).

Таблица 2. Вузы, которые в Китае закончили магистранты ФЭИ СВФУ

Вузы в Китае

Количество человек

Хэйлуцзянский Восточный университет

4

Харбинский Коммерческий университет

2

Харбинский институт нефти

2

Цзилинский университет

1

Хунанский педагогический университет

1

Цзямусиский университет

2

Харбинский научно-технический университет

2

  

Рис.3. Специальности, которые Магистраны в Китае получили   

Изучение причин выбора специальности для обучения в СВФУ показало, что только для двоих студентов программа магистратуры связана с полученной в Китае специальностью. Студенты воспользовались разными рекомендациями. Для пяти студентов важную роль сыграла рекомендация преподавателя китайского вуза. Рекомендацией родителей и друзей имела значение только для одного человека.  Но в большинстве студенты сделали самостоятельный выбор. Их привлек творческий характер специальности (7 человек), возможность легко трудоустроиться по специальности (2 человека). Два студента получили грант на обучение.

В целом мы сделали вывод, что пока китайским студентам сложно определиться с выбором программы обучения в СВФУ.

В СВФУ студенты из Китая встретились с разными трудностями. В основном встретились с трудностями учёбы. Главной проблемой стал уровень знания русского языка.  Как показано на рисунке 4, один студент понимает только 5% - 20% лекции. Также мы считаем нужным отметить непривычную  организацию питания, недостаточную организацию культурно-досуговой деятельности, недружное отношение местных студентов к иностранным студентам и т.д. 

Рис.4. Уровни понимания лекций магистрантами ( количество человек ).

Большая часть китайских студентов указали причины трудностей в учёбе в том, что не хватило знаний русского языка. Чтобы преодолеть трудности, они сказали, что надо стараться учиться русскому языке, хорошо использовать свободное время и больше прочитать учебники и другие книги, больше общаться с местными студентами. Также необходимо изучить китайскую систему образования, чтобы адаптировать китайских студентов к системе обучения в СВФУ.

Пока рано говорить обо всех трудностях для китайских студентов ФЭИ, так как они ещё не сдавали экзамены. И обучаются в Якутске всего два месяца. Но уже сейчас ясно, что необходимо обратить дополнительное внимание на учебу  иностранных студентов.

По методу наблюдения мы заметили, что иностранные студенты здесь учатся и живут с радостью, в СВФУ часто организуют разные виды деятельности и предоставляют комфортные условия жизни и учёбы.  Если сравнить с обучение в университете в Китае и здесь, в СВФУ более гибкий график занятий, меньше конкуренции, чем в Китае. Механизм образования в Китае более строгий. Под давлением учёбы и работы, в университете в Китае появились разные проблемы, особенно душевые проблемы. 

Наше исследование выявило, после окончания учёбы студенты хотят трудоустроиться по-разному. На рисунке 5 видно, что большинство из них желают работать в сфере образования, экономики, финансов и сами заниматься бизнесом.  

Рис.5. Cфера, где китайские магистранты желают работать

Чтобы студенты из Китая сумели осуществить свои планы, выпускающей  кафедрой магистрантам предложены темы для исследований, относящиеся к их дальнейшей работе. И одной из групповых исследовательских тем является тема улучшения работы с китайскими студентами, определения условий их успешной адаптации в новой обстановке, овладения компетенциями по своей образовательной программе.

Таким образом, исходя из вышеуказанного видно, что работа с иностранными студентами в СВФУ имеет особенное и важное значение, особенно по повышению качества обучения русского языка.