В контексте Программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) осуществляемой в ГБОУВО Московской области «Технологический университет», колледж космического машиностроения и технологий готовит специалистов со средним профессиональным образования. ППССЗ представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную колледжем с учетом требований регионального рынка труда на основе ФГОС СПО по специальности 24.02.01 Производство летательных аппаратов, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 21 апреля 2014 г., № 362.
Так, являясь куратором группы второго курса по специальности: «Производство летательных аппаратов», можно провести оценку реализации данной программы. ППССЗ ежегодно пересматривается и обновляется в части содержания учебных планов, состава и содержания рабочих программ дисциплин, рабочих программ профессиональных модулей, программы производственной (преддипломной) практики, методических материалов, обеспечивающих качество подготовки обучающихся. ППССЗ реализуется в совместной образовательной, научной, производственной, общественной и иной деятельности обучающихся и работников колледжа.
ППССЗ имеет целью развитие у обучающихся личностных качеств, а также формирование общих и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС СПО по данной специальности. Так, целью ППССЗ по специальности 24.02.01 «Производство летательных аппаратов» в области развития личностных качеств, общих компетенций способствующих их творческой активности, общекультурному росту и социальной мобильности: целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, самостоятельности, гражданственности, приверженности этическим ценностям, толерантности, настойчивости в достижении цели.
Данная программа подготовки специалистов среднего звена ориентирована на реализацию следующих принципов: приоритет практикоориентированных знаний выпускника; ориентация на развитие местного и регионального сообщества; формирование потребности к постоянному развитию и инновационной деятельности в профессиональной сфере, в том числе и к продолжению образования; формирование готовности принимать решения и профессионально действовать в нестандартных ситуациях.
Особое внимание уделено выявлению интересов и совершенствованию механизмов удовлетворения запросов потребителей образовательных услуг.
В учебном процессе используются интерактивные технологии обучения студентов, такие как технология портфолио, сетевые технологии обучения, дистанционные технологии обучения, тренинги, кейс-технология, деловые и имитационные игры и др. Традиционные учебные занятии максимально активизируют познавательную деятельность студентов. Для этого проводятся проблемные лекции и семинары, др. Контроль знаний студентов проводится с использованием электронных вариантов тестов. Тематика курсовых и выпускных квалификационных работ определяется совместно с потенциальными работодателями и направлена на удовлетворение запросов заказчиков.
В учебном процессе организуются различные виды контроля обучаемости студентов: входной, текущий, промежуточный, тематический, итоговый. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются преподавателями самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям ППССЗ (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) созданы фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Все эти методы контроля помогают и преподавателю и студенту заранее найти пробелы в знаниях, найти то слабое место, которое необходимо повторить и закрепить студенту колледжа.
Входной контроль является важным моментов в образовании любого колледжа, т.к. он является лакмусом, который выявляет с какими знаниями приходят к нам дети. Ведь не секрет, что часто школы пытаются избавиться от учащихся с которыми есть хоть какие-либо проблемы, будь то в учебе или связано с поведением. И вот благодаря этому методу преподаватели колледжа уже имеют представление о том с кем предстоит работать в будущем, группы формируются по конкурсу аттестатов.
В колледже существуют бюджетные места и внебюджетные, программа обучения в этих группах не отличается. Поэтому благодаря входному и текущему контролю можно легко составить картину об уровне подготовки студентов. На первом курсе методика промежуточной аттестации студентов хорошо подстегивает и выявляет места ,которые являются провальными, какие предметы необходимо подтянуть. Благодаря этому и родители хорошо видят на что способны их дети, и что для этого необходимо сделать, чтобы избавиться от провалов в знаниях. Ведь это только начало учебного процесса. А далее обучение пойдет по модулям и если у студента выявляются огрехи в образовании, то стоит задуматься и родителям и студенту, а той ли дорогой они пошли. В колледже создаются условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности – для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов активно привлекаются работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.
Организация практик осуществляется на базе предприятий сферы обслуживания , находящихся на территории города Королев.
ППССЗ реализуется с использованием передовых образовательных технологий таких, как выполнение курсовых проектов по реальной тематике, применение информационных технологий в учебном процессе, свободный доступ в сеть Интернет, предоставление учебных материалов в электронном виде, использование мультимедийных средств.
Внеучебная деятельность студентов направлена на самореализацию студентов в различных сферах общественной и профессиональной жизни, в творчестве, спорте, науке и т.д. Проходят регулярные встречи с представителями полиции, наркологии, представителями железной дороги и ГБДД. Благодаря чему у студентов появляется ясность за все их поступки и действия. Ежегодно в колледже проходит месячник борьбы с курением, под лозунгом: «Меняем сигарету на конфету». У студентов формируются профессионально значимые личностные качества, такие как толерантность, ответственность, жизненная активность, профессиональный оптимизм и др. Не смотря на финансовую сторону для студентов организуются экскурсии на предприятия города , градообразующие , именно на этих экскурсиях ребята по настоящему понимают суть своей будущей профессии. Они в реальных условиях видят чем они будут заниматься в будущем.
Решению этих задач способствуют благотворительные акции, научно-практические конференции, Дни здоровья, конкурсы непрофессионального студенческого творчества.
Таким образом, коллектив колледжа старается решить основные задачи в подготовке всесторонне развитого, конкурентноспособного современного специалиста с соответствующими личностными и профессиональными компетенциями.