Полный текст статьи
Печать

Федеральные государственные образовательные стандарты СПО (ФГОС СПО +3), разработанные на основе компетентностного подхода, представляют собой комплекс требований к профессиональной и личностной (общей) подготовке выпускников СПО. Выполнение требований ФГОС по формированию у выпускников СПО общекультурных компетенций неизбежно приведет к увеличению гуманитарной составляющей образовательной среды.

В контексте необходимости формирования общекультурных компетенций студентов в образовательном процессе значимыми являются две локальные среды, входящие в образовательную среду: гуманитарная и культурная. Гуманитарная образовательная среда представляет собой целостную совокупность условий, способствующих развитию личности в процессе решения образовательных задач, в котором активируется роль преподавателя как посредника между миром образования и культуры [2, 21]. Такое понимание роли преподавателя в гуманитарной образовательной среде обращает нас к необходимости изучения этнопедагогических возможностей в образовательной среде, особенностью которой являются связи с разными культурами.

Под влиянием процессов глобализации формируются полиэтнические объединения людей на основе группировки различных этнических групп коренного и некоренного населения в результате урбанизации и миграции. Культурная представленность состава студентов  нашего колледжа разными этносами (представителями коренных малочисленных народов Севера, русскими, саха), этническими группами и этническими общностями (представителями из разных районов (улусов) РС (Я)), которая существенным образом влияет на образование человека, позволяет называть образовательную среду полиэтнической.

Основное назначение полиэтнической образовательной среды заключено:

•        в ориентации на гуманистические ценности в развитии индивидуальности каждого обучающегося;

•        в обеспечении защиты прав обучающегося на образование;

•        в обеспечении свободы выбора образовательного пути для всех обучающихся;

•        формирование у обучающегося готовности к сохранению и воспроизводству культуры – исполнению социального долга;

•        в раскрытии творческого потенциала субъектов образовательного процесса.

Полиэтническая образовательная среда – это специфическая форма человеческой практики, направленная на преобразование жизнедеятельности людей, проживающих в едином геоисторическом пространстве, с целью организации поддерживающих развитие человека условий, в которых ему предоставляются возможности для разрешения важных задач своей жизнедеятельности и образовательных задач.

Рассматривая полиэтническую образовательную среду как средство достижения социально желаемого результата в условиях становления личности студента – будущего специалиста в сфере образования в свете реализации ФГОС СПО компетентностного подхода, в структуре образовательной среды современного СПО выделяются следующие факторы:

-                      фактор познавательного развития, представленный проблемным полем профессиональных значений и познавательной деятельности по его освоению;

-                      фактор развития личности;

-                      фактор развития личности, представленный диапазоном норм и ценностей социума, в котором вращается индивид, а также спектром собственно гуманитарных (психологических) и общечеловеческих, общекультурных значений и деятельностью человека по их освоению;

-                      фактор нравственного, духовного развития личности;

-                      фактор общения как фактор социализации, который представлен общением в широком смысле и общением с преподавателями;

-                      фактор творчества как создания нового, креативной деятельности студента как более высокой формы профессиональной деятельности, выходящей за пределы заданной ситуации.

На всех этапах работы с полиэтническим коллективом, педагогу необходимо продумать практические меры, чтобы обучающимся легче было преодолеть в себе национальную замкнутость, эгоизм, ориентироваться на повышение культуры общения всего коллектива, использовать его возможности для противодействия вредным националистическим влияниям.

Одним из методов воспитания общекультурных компетенций студентов является ознакомление с народными традициями во взаимосвязи с природой. Основой народной педагогики является природа, она не только среда обитания, но и лаборатория, где теоретические знания находят свое подтверждение в практической жизни [4, 74].

На практических занятиях по педагогике можно использовать педагогические ситуации, в которых приводятся реакции обучающихся разных национальностей и разных вероисповеданий на одну и ту же ситуацию. Так будущие специалисты образования знакомятся с мировоззрением и менталитетом разных народов.

В колледже традиционно проводятся научно-практические конференции по проблемам толерантности в современной образовательной среде, где студенты защищают свои научно-исследовательские работы, а также знакомятся с разными культурами, соответственно овладевают общими компетенциями. При проведении учебной и производственной практики по разным видам практики (по специальности «Преподавание в начальных классах») при анализе поступка  того или иного ребенка, можно познакомить студентов с традициями другого народа.  Такие занятия научат будущих специалистов образования  умению анализировать обстановку в своей группе, семье, социуму, способности к критическому самоанализу в любых ситуациях повседневной жизни и профессиональной деятельности.

Также в нашем колледже активно используются этнопедагогические возможности полиэтнической образовательной среды в воспитательной и общественной деятельности студентов, в формировании стойкой активной гражданской позиции будущих специалистов образования. Действует 18 полиэтнических по своему составу студенческих объединений, коллективов студентов, такие как студенческое объединение «Арктика» - дипломанты фестиваля этнической моды «Солнечный Олень», в рамках VI Республиканской выставки-ярмарки «Якутия мастеровая», объединения-землячества, объединения по интересам, творческие студии.

Предложения, сформулированные нами по формированию общекультурных компетенций студентов в полиэтнической образовательной среде, вполне применимы в образовательном процессе.