Полный текст статьи
Печать

В современном высокотехнологичном, высокоскоростном мире в семьях наблюдается все большее отдаление родителей от детей, происходит девальвация семейных ценностей, ориентация детей на автономное сосуществование, разобщение детской и взрослой общности, расслоение взрослой общности по категориям и статусам.

Семья - один из важнейших инструментов социализации личности, исторической трансляции культурных, этнических нравственных ценностей. Семья является одним из самых важных и влиятельных факторов в становлении личности ребенка. Поэтому семейные условия воспитания, социальное положение семьи, род занятий ее членов, материальная обеспеченность и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Не может не сказываться на развитие личностных качеств ребенка и то, насколько семья является полной. Семья – это в первую очередь группа людей и каждый член семьи или его отсутствие оказывают значительное влияние на направление развития личности ребенка (В.И.Слободчиков).

По мнению Т.В. Андреевой, семья представляет перед собой «систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанное на браке, или в кровном родстве, имеющую исторически определенную организацию». Согласно В.Н. Дружинину семья - это «основанное на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества - родительства -родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи».

Брак Э.Г. Эйдемиллер определяет, как «исторически-изменяющуюся социальную форму отношений между мужем половую жизнь и усматривает их супружеские и родительские права и обязанности».

За последние годы по статистическим данным Управления ЗАГС Республики Саха (Якутия) наблюдается на период: январь - июнь 2016 г. рост числа разводов 2115, на 2721 заключений брака, увеличение количества детей, установление отцовства - 2272, рожденных вне брака и воспитывающихся одинокими матерями и отцами, бабушками-опекунами. Из анализа статистических данных по республике можно увидеть, что чаще всего распадаются браки с продолжительностью брака от 1 до 5 лет и у мужчин, и у женщин, на втором месте – от 6 до 10 лет. Большее количество разводов (и у мужчин, и у женщин) приходится на возраст от 25 до 39 лет. У 53% от всего количества распавшихся браков имеются дети, возраст которых составляет от 1 д 10 лет, что приводит к появлению проблем уже у детей (снижение успеваемости, мотивации к учению, нарушения в поведении, вплоть до аутоагрессивного поведения).  

В проблемных семьях воспитание детей отходит на второй план, наблюдается эмоциональная разобщенность в семейных системах: «родитель – ребенок», «родитель-родитель», тяжело переживаются кризисные ситуации, в результате чего возникают стрессовые и депрессивные, невротические состояния и у взрослых, и у детей.

Саха политехнический лицей располагается в Сайсарском округе ГО «город Якутск», который – на 2 месте по площади занимаемой территории, на 3 месте по числу жителей и на 2 месте по количеству частных домов. Социально-экономические проблемы социума округа отражаются на особенностях социально-психологических проблем, возникающих в школе. По социальному паспорту: неполных семей – 30%, многодетных семей – 19,8%, из малообеспеченных семей – 42%, безработных родителей – 16% от общего количества обучающихся. Школа занимает 2 место по количеству детей, находящихся под опекой, круглых сирот, в том числе воспитывающихся одинокими отцами, детей с инвалидностью в школе – 19, более 80 % обучающихся нашей школы приехали из различных уголков республики, что имеет свои особенности в условиях городской школы. Большинство из них имеют тяжелые заболевания, для социальной адаптации своих детей родители не желают переводить их в специализированные учебные заведения.

Анализ результатов проведенной работы показывает, что основные трудности семейного воспитания заключаются в недостаточной психологической компетентности взрослого окружения в вопросах супружеских, детско-родительских взаимоотношений. Родители нуждаются в психологических знаниях и умениях, как решать возникающие трудности и справляться со своим эмоциональным состоянием, уметь использовать и регулировать свое ресурсное состояние. Молодым родителям важно знать: как построить и сохранить семейные взаимоотношения; основные этапы и жизненные циклы, кризисные ситуации семьи; о взаимоотношениях между супругами, родителей и детей; отношения семьи и общества, и др.

Опыт консультативной работы с родителями показывает, что на поведение ребенка в школе и дома во многом влияют сложившиеся взаимоотношения в семье и динамика взаимоотношений в семейной системе.

По результатам социологического исследования запросов, родители ориентированы как на получение полноценного, качественного общего образования детьми, так и на получение политехнического образования.  Родители на первый план ставят развитие способностей ребенка, особенно во вне учебное время, обучение труду, организацию трудовой деятельности обучающихся, профессиональную подготовку, получение начального профессионального образования, что могло бы способствовать решению трудностей, связанных с занятостью, профориентацией и будущим трудоустройством.

В школе действует проект, в котором учитывается ситуация перехода к новым Федеральным государственным образовательным стандартам, соответствует президентской инициативе «Наша новая школа» и Национальным стратегиям действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы иотражает комплексный компетентностный подход к результатам образовательной деятельности.

 Новизной проекта является разработка, обоснование и моделирование системы комплексного психолого-педагогического сопровождения, обучающегося посредством ресурсного взаимодействия родителей, специалистов и учителей. Основной акцент направляется на повышение ресурсности семьи в плане эмоционального благополучия, улучшения психологического климата в семье, на повышение осознанной активной позиции родителя, уровня психологической компетентности и ответственности за обучение и воспитание своего ребенка.

В этих условиях создание кабинета семейного консультирования является механизмом, направленным на решение проблем социального плана в форме оказания психологической помощи родителям и семьям обучающихся, в том числе и по экстренным запросам, на формирование и развитие эффективного взаимного сотрудничества школы и семьи для достижения поставленных образовательных целей.

 Деятельность кабинета семейного консультирования направлена на развитие системы психологического сопровождения обучающихся лицея, укрепление  и  развитие  воспитательного  потенциала  семьи  через  повышение психологической культуры, развитие системы  высококачественного  и  эффективного  психологического  сопровождения,   направленного  на  формирование  у родителя  ответственного  отношения  к  своему  развитию  и  воспитанию  своих  детей,   формирование  и  развитие  ресурсного  состояния,   актуализацию  позиции «Взрослого» человека.

Суть проекта заключается в повышении ресурсности всех участников образовательного процесса, активизации родительской ответственности, осознанного отношения взрослых к воспитанию и обучению ребенка, укреплению взаимосотрудничества школы и семьи.