С внедрением федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования третьего поколения усилилось внимание к проблеме подготовки специалистов качественно нового уровня. На сегодняшний день задача профессионального образования сводится к тому, чтобы любой начинающий специалист обладал фундаментальными общеобразовательными и специальными знаниями и умениями, был способен реализовывать их в профессиональной деятельности. Качество профессионального образования определяется через компетентности обучающихся, которые в дальнейшем обеспечивают выпускнику личностную и профессиональную самореализацию.
В условиях поиска новых образовательных моделей и пересмотра традиционных форм обучения студентов, педагогический коллектив техникума выстраивает собственную модель подготовки высококвалифицированных кадров, способных быстро приспосабливаться к новым условиям, обладающих достаточно высоким уровнем профессиональных умений и востребованных на рынке труда. При этом основной акцент делается на профессиональном самоопределении как стержне успешного профессионального обучения в техникуме и дальнейшей работе по специальности.
Целью программы является осуществление социально-педагогических системных мероприятий, способствующих профессиональному самоопределению студентов как условие формирования компетентного специалиста.
Профессиональное самоопределение студентов техникума в системе профессионального обучения это сложный, длительный и многоплановый процесс. В образовательном учреждении его рассматривают как процесс вхождения личности в сферу будущей профессиональной деятельности посредством ее включения в учебную, производственно - практическую и внеучебную деятельность на основе самопознания, соотнесения своих возможностей с требованиями к профессии и осознания себя как будущего профессионала.
Опираясь на концептуальные основы Е.А. Климова о профессиональном самоопределении, данный процесс в техникуме развивается в двух аспектах (ценностно - смысловом и деятельностном) и рассматривается на двух уровнях: гностическом - в форме перестройки сознания студента и практическом - в форме реальных изменений социального статуса студента[7].
В техникуме по формированию готовности студентов к профессиональному самоопределению осуществляется на когнитивном, мотивационно – ценностном и деятельностно - практическом уровнях, что соответствует структуре «Я-концепции» личности. На когнитивном уровне у студентов формируется представление о своих психофизиологических качествах, происходит ознакомление с содержанием профессиональной деятельности, возникает целостное представление об общих и специальных профессионально значимых качествах личности в данной профессиональной сфере деятельности[3].
Начиная работать со студентами, педагогический коллектив составляет для себя как можно более полное представление о субъективных аспектах жизнедеятельности каждого студента. К этим аспектам относятся ценностные ориентации, определение профессиональных интересов и склонностей, установки и ожидания в отношении будущей профессии, мотивы профессионального выбора. Все в целом позволяет составить портрет студента. К тому же, выявление профессионально-личностных особенностей студентов позволяет преподавателям техникума активно реализовывать личностно - ориентированную парадигму образования. Это направление осуществляется через диагностическую работу.
Психологические исследования, демонстрируют сложную и разнообразную картину. В течение учебного года мотивация обучения студентов в техникуме носит диффузный характер, студентам тяжело определиться со своей профессиональной деятельностью, поэтому основной акцент они делают на получение диплома и приобретение знаний, как возможности дальнейшего обучения, не всегда по выбранной специальности. Для многих обучение в техникуме это и возможность уехать из деревни в город, завести новые знакомства.
Эти факты говорят о том, что одной из важнейших задач педагогов техникума должна быть деятельность по повышению мотивации к профессии, оказание помощи студентам, которые испытывают трудности в профессиональном самоопределении.
Особую актуальность эти задачи приобретают в условиях компетентностного подхода в образовании, так как успешное формирование профессиональных компетенций будущего специалиста невозможно без внутренней мотивации на профессиональную деятельность по конкретной специальности.
Мотивационно - ценностный уровень готовности к профессиональному самоопределению характеризуется степенью осознания студентами личной и общественной значимости будущей профессии. На этом этапе профессионального самоопределения начинается непосредственная работа со студентами.
На деятельностно-практическом уровне профессионального самоопределения у студентов возникает потребность в установлении соответствия между личностными профессиональными качествами и профессиональными требованиями к профессии. Это становится возможным, когда студенты уже имеют представление о своих способностях и требованиях, предъявляемых профессией к личности. Как раз этому и посвящены первые два этапа работы по профессиональному самоопределению.
На данном этапе педагоги создают условия для профессиональной деятельности студента, показывают точки соприкосновения с профессией, учат ориентироваться на свои сильные стороны, открывая новые грани их личности.
Психологическое тестирование позволяет оценивать мотивы выбора профессии, определять психологический тип личности, уровень сформированности профессиональных умений (прогностических, проективных, аналитических, коммуникативных, организаторских) и личностных качеств будущего специалиста на различных этапах обучения в техникуме. На основе известных диагностических опросников Т.И. Ильиной, А.А.Реана, В.Я. Якунина нами разработан комплекс тестов: «Профессиональная мотивация», «Я и профессия», «Карта интересов».
К решению проблемы профессионального самоопределения в техникуме подключены и кураторы студенческих групп, которые проводят тематические классные часы в форме дискуссий, деловых игр, заседаний круглого стола, среди которых можно выделить «Моя профессия - мой выбор».
Такой алгоритм построения работы со студентами позволяет постепенно сориентировать их в профессиональном выборе, не вызывая негативной реакции с их стороны, избегая мнительности и тревожности, наоборот повышая их веру в свои потенциальные возможности и способности реализации себя в будущей профессиональной деятельности.
Но при этом важно знать, что такая организация процесса профессионального самоопределения принесет плоды лишь тогда, когда студенты и преподаватели ориентированы на построение демократических, равноправных отношений друг с другом, иначе работа будет бесполезной и вызовет отторжение у студентов.