Полный текст статьи
Печать

Бережно хранить наши национальные традиции, историческую память, не забывать о своих духовных истоках – это ключевые задачи воспитания школьников. Родители в большинстве хотят видеть своих детей людьми, уважающими свое Отечество, в основе любой деятельности которых лежала бы нравственность. Что может  и что должна сделать школа, чтобы воспитать у детей чувства чести, совестливости, уважения к старшим?

Иннокентьевские чтения, которые  четвёртый год проводились в нашей школе, в значительной степени способствуют формированию  духовно-нравственных ценностей школьников.  Следует немного рассказать о сути Иннокентьевских чтений. Образовательные Иннокентьевские чтения  проводятся в память о Святителе Иннокентии, митрополите Московском и Коломенском, просветителе Сибири и Америки, в честь которого освящен  храм города Ленска.  Цели и задачи чтений соотносятся с целями и задачами районной программы духовно-нравственного воспитания:  введение в образовательное пространство  системы идеалов, ценностей и норм российской цивилизации.

Структура Иннокентьевских чтений построена на основе активных форм обучения  учеников, учителей и родителей. Среди разнообразия работы Чтений нашлось место небольшой секции с названием «экспериментальная». Изначально цель создания этой секции – обновить формы и методы работы со школьниками   в контексте духовно-нравственного  развития. Другими словами: чтобы  поддерживать, утверждать  традиционные духовно-нравственные  ценности было интересно и ученикам, и учителю.

Первый год экспериментальная секция проводилась в форме ресурсного круга.  Детям  из  разных школ были предложены   интересные  проблемные  ситуации на уроках,  которые требовали нравственно-этического решения  от школьника.    Выход из предложенных вариантов  участники секции  находили не сразу: спорили, возмущались, думали, а  в иных случаях   ответа у них  и вообще не было.  Ответы принимались как индивидуальные, так и совместные. Можно было ходить по аудитории, думать,  выпить чаю. Иногда после объяснения ситуации  в  классе была тишина. Было видно, что  школьникам  интересно и, что неожиданно для них, легко работать с  чужими учителями и  незнакомыми сверстниками. Вот там мы все вместе  и решили, что секцию нашу надо сохранить и продолжать экспериментировать дальше.

На второй год мы с замиранием сердца ждали – запишутся к нам  школьники  из других школ или нет. Записались. Даже  много. Пришлось думать о квоте в положении об Иннокентьевских чтениях. Следует отметить, что тема на нашу секцию  заранее не объявляется.  В этот раз,  мы выбрали тему: «Андрей Первозванный». Условия работы: выход в Интернет, книги. Требования:  найденную информацию оформить в виде презентации, распечатать  и рассказать аудитории,  не подглядывая  в  бумажки.   Формат времени – 2 ,5 часа. Работа в группах по 4 человека. Всё получилось у детей. Азартно, шумно, необычайно интересно. Одинаковых докладов не было. Вот такие мы слушали темы: военный корабль русского флота «Андрей Первозванный»;  Андреевский флаг; икона «Андрей Первозванный»; краткая биография «Андрея Первозванного».

 Не все учителя знали то, что рассказали дети про тот же Андреевский флаг.

Интересно школьникам было ещё и потому, что  они видели, что изначально находятся в равных условиях, тему все слышат впервые, а уж как раскрыть эту тему без учителя самостоятельно, не посрамить чести школы -это решает вся группа  в совместном творчестве.  Нужно добавить, что полиграфическая техника, ноутбуки, выход в Интернет, брошюратор  для доклада – всё было ребятам предоставлено нашей школой. Конечно, все школьники  за работу получили Грамоты и хорошие книги.

 На третий год мы уже знали, что к нам на секцию просятся заранее. В этот раз мы организовали мини-исследование для всех учеников из наших пяти городских школ. Тему, традиционно,  дети не знали. А  она была такова:  «Малые добрые дела».  Эпиграф к теме «Дивный путь "малых дел", пою тебе гимн! Окружайте, люди, себя, опоясывайтесь малыми делами добра — цепью малых, простых, легких, ничего вам не стоящих добрых чувств, мыслей, слов и дел» (Архимандрит И.Крестьянкин).Школьники были разделены на 2 группы.  Одна из групп проводила  опрос  учеников-участников   Иннокентьевских чтений, а другая -  взрослых. Исследования надо было оформить в виде презентации с объяснением понятия доброго дела, а затем группа выбирала лидера, который представит получившееся сообщение. И снова на  «всё про всё»  - 2 часа. В анкетах были вопросы примерно такие:  успел ли ты сделать с утра доброе дело?  Что, по-Вашему,  такое « доброе дело»? Приведите пример  маленького , но доброго дела, которое Вы сегодня сделали. Школьникам надо было успеть в перерывах между секциями  раздать анкеты, придумать как собрать, обработать, понять -  какая главная цель этого мини – исследования.

Получилось!  Узнали - что значит «доброе дело»,  кому и для чего важно делать доброе дело, обработали данные, сделали презентации и защитили их! 

В четвёртый год существования нашей секции мы решили смоделировать вебинар между виртуальными городами. Почему модель вебинара? А потому что  возможности  нашего интернета не  позволяют пока в реальном режиме  провести вебинар. С помощью школьного техника-программиста мы заранее нашли в интернете программу, позволяющую провести видеоконференцию между  несколькими городами (в нашем случае - между  аудиториями). Заранее в трёх аудиториях разместили видеокамеры, большие экраны, чтобы дети всё могли видеть не только на  монитор  ноутбука, но и на  экране. Школьники были разделены на две группы - города Иркутск и Новосибирск. В каждой группе выбран лидер-руководитель работ и техник, который будет отвечать за видеосвязь между «городами». Лидеры получили пароли доступа к  видеосистемам и увели свои группы в «города». Заметьте, тему они ещё не знают, но ажиотаж  от  предстоящей необычной и интересной работы уже начался.  В третьей аудитории «организаторской» остались два учителя для начала работы вебинара. И вот все три аудитории увидели себя, группы Иркутска  и Новосибирска на экранах ноутбука и  класса. Это же дети! Увидели себя впервые многие из них в реальном режиме на большом экране, причём одновременно: Иркутск, Новосибирск и нас,  организаторов.  Надо видеть радость, удивление, восторг наших школьников. Итак, мы в режиме видеоконференции объявляем тему и  формат  работы. Показываем сами презентацию, которую одновременно видят дети, сидящие в разных аудиториях. А тема такова: священнослужители, которые воевали вместе со всеми за Родину в годы Великой Отечественной войны.  Надо было найти их имена в представленных книгах, в Интернете, сделать презентацию и показать всем  участникам трёх аудиторий.  Напомним, дети из разных школ, но в процессе работы этого не было заметно.  Задача лидера была организовать работу так, чтобы из всей информации суметь выделить главное для представления в презентацию. Поработали на славу. Когда «Иркутск»  рассказывал о священнике Фёдоре Пузанове,  как тот помогал партизанам, как воевал, был награждён - сразу  было видно, что школьники делают это с гордостью. Поразило ещё то, что дети сами придумали то, что говорить на видеокамеру каждому из группы по 2-3 строчки о священнике. Получается, что групповую работу они разбили на фрагменты так, чтобы  каждый из группы  мог сказать о священнике,  а весь рассказ  занял планируемые семь минут. И без бумажки, и каждый выступил, и каждый получил удовольствие от работы.

 Бесценное ощущение от  радостной, интересно получившейся работы.        Все

ученики по нашей просьбе написали нам записки о своём  впечатлении. Вот она дорогая записка: «жду с нетерпением следующих Иннокентьевских чтений».