Бережно хранить наши национальные традиции, историческую память, не забывать о своих духовных истоках – это ключевые задачи воспитания школьников. Родители в большинстве хотят видеть своих детей людьми, уважающими свое Отечество, в основе любой деятельности которых лежала бы нравственность. Что может и что должна сделать школа, чтобы воспитать у детей чувства чести, совестливости, уважения к старшим?
Иннокентьевские чтения, которые четвёртый год проводились в нашей школе, в значительной степени способствуют формированию духовно-нравственных ценностей школьников. Следует немного рассказать о сути Иннокентьевских чтений. Образовательные Иннокентьевские чтения проводятся в память о Святителе Иннокентии, митрополите Московском и Коломенском, просветителе Сибири и Америки, в честь которого освящен храм города Ленска. Цели и задачи чтений соотносятся с целями и задачами районной программы духовно-нравственного воспитания: введение в образовательное пространство системы идеалов, ценностей и норм российской цивилизации.
Структура Иннокентьевских чтений построена на основе активных форм обучения учеников, учителей и родителей. Среди разнообразия работы Чтений нашлось место небольшой секции с названием «экспериментальная». Изначально цель создания этой секции – обновить формы и методы работы со школьниками в контексте духовно-нравственного развития. Другими словами: чтобы поддерживать, утверждать традиционные духовно-нравственные ценности было интересно и ученикам, и учителю.
Первый год экспериментальная секция проводилась в форме ресурсного круга. Детям из разных школ были предложены интересные проблемные ситуации на уроках, которые требовали нравственно-этического решения от школьника. Выход из предложенных вариантов участники секции находили не сразу: спорили, возмущались, думали, а в иных случаях ответа у них и вообще не было. Ответы принимались как индивидуальные, так и совместные. Можно было ходить по аудитории, думать, выпить чаю. Иногда после объяснения ситуации в классе была тишина. Было видно, что школьникам интересно и, что неожиданно для них, легко работать с чужими учителями и незнакомыми сверстниками. Вот там мы все вместе и решили, что секцию нашу надо сохранить и продолжать экспериментировать дальше.
На второй год мы с замиранием сердца ждали – запишутся к нам школьники из других школ или нет. Записались. Даже много. Пришлось думать о квоте в положении об Иннокентьевских чтениях. Следует отметить, что тема на нашу секцию заранее не объявляется. В этот раз, мы выбрали тему: «Андрей Первозванный». Условия работы: выход в Интернет, книги. Требования: найденную информацию оформить в виде презентации, распечатать и рассказать аудитории, не подглядывая в бумажки. Формат времени – 2 ,5 часа. Работа в группах по 4 человека. Всё получилось у детей. Азартно, шумно, необычайно интересно. Одинаковых докладов не было. Вот такие мы слушали темы: военный корабль русского флота «Андрей Первозванный»; Андреевский флаг; икона «Андрей Первозванный»; краткая биография «Андрея Первозванного».
Не все учителя знали то, что рассказали дети про тот же Андреевский флаг.
Интересно школьникам было ещё и потому, что они видели, что изначально находятся в равных условиях, тему все слышат впервые, а уж как раскрыть эту тему без учителя самостоятельно, не посрамить чести школы -это решает вся группа в совместном творчестве. Нужно добавить, что полиграфическая техника, ноутбуки, выход в Интернет, брошюратор для доклада – всё было ребятам предоставлено нашей школой. Конечно, все школьники за работу получили Грамоты и хорошие книги.
На третий год мы уже знали, что к нам на секцию просятся заранее. В этот раз мы организовали мини-исследование для всех учеников из наших пяти городских школ. Тему, традиционно, дети не знали. А она была такова: «Малые добрые дела». Эпиграф к теме «Дивный путь "малых дел", пою тебе гимн! Окружайте, люди, себя, опоясывайтесь малыми делами добра — цепью малых, простых, легких, ничего вам не стоящих добрых чувств, мыслей, слов и дел» (Архимандрит И.Крестьянкин).Школьники были разделены на 2 группы. Одна из групп проводила опрос учеников-участников Иннокентьевских чтений, а другая - взрослых. Исследования надо было оформить в виде презентации с объяснением понятия доброго дела, а затем группа выбирала лидера, который представит получившееся сообщение. И снова на «всё про всё» - 2 часа. В анкетах были вопросы примерно такие: успел ли ты сделать с утра доброе дело? Что, по-Вашему, такое « доброе дело»? Приведите пример маленького , но доброго дела, которое Вы сегодня сделали. Школьникам надо было успеть в перерывах между секциями раздать анкеты, придумать как собрать, обработать, понять - какая главная цель этого мини – исследования.
Получилось! Узнали - что значит «доброе дело», кому и для чего важно делать доброе дело, обработали данные, сделали презентации и защитили их!
В четвёртый год существования нашей секции мы решили смоделировать вебинар между виртуальными городами. Почему модель вебинара? А потому что возможности нашего интернета не позволяют пока в реальном режиме провести вебинар. С помощью школьного техника-программиста мы заранее нашли в интернете программу, позволяющую провести видеоконференцию между несколькими городами (в нашем случае - между аудиториями). Заранее в трёх аудиториях разместили видеокамеры, большие экраны, чтобы дети всё могли видеть не только на монитор ноутбука, но и на экране. Школьники были разделены на две группы - города Иркутск и Новосибирск. В каждой группе выбран лидер-руководитель работ и техник, который будет отвечать за видеосвязь между «городами». Лидеры получили пароли доступа к видеосистемам и увели свои группы в «города». Заметьте, тему они ещё не знают, но ажиотаж от предстоящей необычной и интересной работы уже начался. В третьей аудитории «организаторской» остались два учителя для начала работы вебинара. И вот все три аудитории увидели себя, группы Иркутска и Новосибирска на экранах ноутбука и класса. Это же дети! Увидели себя впервые многие из них в реальном режиме на большом экране, причём одновременно: Иркутск, Новосибирск и нас, организаторов. Надо видеть радость, удивление, восторг наших школьников. Итак, мы в режиме видеоконференции объявляем тему и формат работы. Показываем сами презентацию, которую одновременно видят дети, сидящие в разных аудиториях. А тема такова: священнослужители, которые воевали вместе со всеми за Родину в годы Великой Отечественной войны. Надо было найти их имена в представленных книгах, в Интернете, сделать презентацию и показать всем участникам трёх аудиторий. Напомним, дети из разных школ, но в процессе работы этого не было заметно. Задача лидера была организовать работу так, чтобы из всей информации суметь выделить главное для представления в презентацию. Поработали на славу. Когда «Иркутск» рассказывал о священнике Фёдоре Пузанове, как тот помогал партизанам, как воевал, был награждён - сразу было видно, что школьники делают это с гордостью. Поразило ещё то, что дети сами придумали то, что говорить на видеокамеру каждому из группы по 2-3 строчки о священнике. Получается, что групповую работу они разбили на фрагменты так, чтобы каждый из группы мог сказать о священнике, а весь рассказ занял планируемые семь минут. И без бумажки, и каждый выступил, и каждый получил удовольствие от работы.
Бесценное ощущение от радостной, интересно получившейся работы. Все
ученики по нашей просьбе написали нам записки о своём впечатлении. Вот она дорогая записка: «жду с нетерпением следующих Иннокентьевских чтений».