Полный текст статьи
Печать

Что такое современный урок? Каким он должен быть? По мнению обучающихся, современный урок должен давать современный учитель: увлечённый, грамотный, развивающийся. С таким преподавателем интересно, его увлечённость развивает познавательную активность. Современный урок – это интеграция традиционных методов и современных педагогических технологий. Современный урок должен способствовать развитию творческих способностей, нестандартного мышления обучающихся. Многие современные студенты вряд ли назовут чтение своим любимым занятием. Можно ли сделать урок литературы увлекательным? Можно, если рассматривать художественное произведение не как набор фактов и явлений, происходящих в определённую эпоху, а как многогранный мир, живущий по своим законам, где за каждым словом, мыслью, жестом закреплена определённая знаковость. Каким должен быть урок литературы? Многие учителя ответят: « Современный урок – это урок с применением ИКТ». Мультимедийные уроки всё больше привлекают преподавателей. Бесспорно, использование ИКТ экономит время, наполняет урок новым содержанием, развивает творческий подход к окружающему миру, формирует элементы информационной культуры обучающихся, позволяет преподавателю идти в ногу со временем.

Но мы, учителя литературы, должны особенно осторожно относиться к применению ИКТ на своих уроках. Ведь задачи, стоящие перед учителем – словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей. По большому счёту наша главная задача – это душа молодого поколения, это проблемы нравственности, развитие творческой личности, а также проблема подготовки  обучающегося как « языковой» личности.

ИКТ должны быть хорошими помощниками преподавателю литературы, а не подменять его. Какие бы новации не вводились на занятиях, главными участниками образовательного процесса всегда остаются учитель и ученик. Понятна увлечённость преподавателя « нетрадиционными формами урока», появление уроков – мастерских, уроков – конференций, уроков – презентаций, уроков в форме творческой лаборатории, уроков – концертов и др. несомненно большой плюс в работе педагога. Независимо от того в какой парадигме работает учитель (традиционной, развивающей, личностно – ориентированной), он обязательно начинает урок.

На уроке литературы потенциально важным является и выбор определённой темы – заголовка урока. Это может быть: заголовок – метафора, заголовок – вопрос. Всё большую популярность приобретают активные методы и приёмы обучения: опорные схемы, диалог, мозговой штурм, игровые моменты, интригующее анонсирование темы, сравнение и аналогия, использование музыки и другие эстетические средства художественного воздействия.

Хотелось бы подробнее остановиться на игровом аспекте урока. Игровые моменты на уроке литературы пробуждают, поддерживают, развивают интерес к процессу обучения и учебному предмету.

На уроках литературы используются и технологии развития критического мышления: инсерт, кластер, синквейн, фишбоун, ключевые слова, ассоциативные ряды, перекрёстная дискуссия, письменная рефлексия, трёхчастный дневник.

Кластер- это приём, в котором информация располагается в виде «гроздей винограда». При этом между всеми «гроздьями» должна быть четкая логическая связь. В любом кластере есть отправная точка, вокруг которой мы будем разветвлять «гроздь».

Синквейн  (от англ. «путь мысли») имеет определённую схему, по которой мы раскрываем образ героя следующим образом:

  1. Существительное.
  2. Прилагательных два (допускаются причастия).
  3. Глаголов три (допускаются пояснения).
  4. Предложения из четырёх слов.
  5. Существительное (вывод, обобщение)

Стратегия «фишбоун»позволяет обучающимся выявить причинно – следственные связи и мотивы поступков героев произведения.

Кейс – метод, обеспечивающий максимальную мыслительную деятельность. Кейс – метод – техника обучения, использующая анализ реальных ситуаций. Технология метода:

  1. Знакомство с материалом.
  2. Выделение нужной информации.
  3. Обсуждение в группах возможных альтернативных решений.
  4. Презентация решений группами
  5. Сравнение и анализ принятых решений, подведение итогов.

В основе метода проектов лежит: развитие познавательных навыков обучающихся, развитие критического и творческого мышления, формирование умений самостоятельно конструировать свои знания, формирование ориентироваться в информационном пространстве.

 Читательские конференции, интеллектуальные игры тоже, безусловно способствуют развитию творческих способностей и нестандартному мышлению студентов.