Полный текст статьи
Печать

Федеральный государственный стандарт (ФГОС) предусматривает усиление прикладного, практического характера среднего профессионального образования (СПО), нацеленного на современные требования экономики, науки и общественной жизни, на овладение студентом профессиональными (ПК) и общими компетенциями (ОК). Компетенция в словаре–справочнике современного российского профессионального образования  рассматривается как  способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности. Формами оценки сформированности профессиональных и общих компетенций в модульно-компетентностном обучении являются: а) экзамен; б) защита портфолио; в) аттестация; г) защита проекта; д) деловая игра; е) выпускная квалификационная работа. Представим этапы оценивания знаний и умений студентов в виде схемы.    

Рис. 1 Этапы оценивания студентов по МДК 

На рисунке 2 показаны комплексные показатели оценки, позволяющие сформировать фонд оценочных средств, наиболее полно отражающий весь комплекс как профессиональных, так и общих компетенций. 

Рис. 2. Схема форм и методов оценки сформированности ПК и ОК

Переход образования на стандарты нового поколения потребовал поиска новых форм контроля качества обучения. При этом, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (статья 15) предоставляет учебному заведению самостоятельность «в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся» [1].

В последнее время в учебных заведениях активно используется рейтинговая система, представляющая собой объективную шкалу сопоставления качества и объема знаний студентов. Рейтинг – понятие, характеризующее соотносительную значимость, место, вес, позицию данного объекта по сравнению с другими объектами этого класса (типа) [3].

Рейтинговую систему можно представить следующим образом (рис.3): 

 

Рис. 3 Рейтинговая система

Анализ представленных определений позволяет заключить, что рейтинг студентов – это оценка учебных достижений студентами и одновременно оценка учебного процесса в целом. Рейтинговая система оценки знаний позволяет максимально объективно оценивать знания, умения, навыки студента. Она существует как дополнение к пятибалльной системе оценок [4].

Целью балльно-рейтинговой системы оценки учебных результатов студентов является комплексная оценка качества учебной работы студентов при освоении ими основных образовательных программ профессионального образования.

Главные задачи:

- повышение мотивации студентов к освоению образовательных программ путем более высокой дифференциации оценки их учебной работы,

- повышение уровня организации образовательного процесса,

- стимулирование систематической работы студентов в учебном процессе,

- повышение объективности итоговой экзаменационной оценки, усилив ее зависимость от результатов ежедневной работы студентов в течение семестра.

Оценочные средства в балльно-рейтинговой системе оценки знаний – это разработанная система (совокупность, набор) заданий (вопросов), предлагаемых студентам в устной или письменной форме в специально отведенное время на определенных этапах изучения учебного материала.

Процесс проектирования балльно-рейтинговой системы носит комплексный характер и связан не только с разработкой рейтинг-плана, но и с оптимизацией учебно-методического обеспечения дисциплин и модулей, внесением соответствующих корректив в рабочие программы и в фонд оценочных средств.

В числе образовательных результатов, определенных стандартами профессионального образования третьего поколения, названы общие компетенции, которые понимаются как «универсальные способы деятельности, общие для большинства профессий и специальностей, направленные на решение профессионально-трудовых задач и являющиеся условием интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда» [2].

Таким образом, под балльно-рейтинговой системой понимается система непрерывной накопительной количественной оценки качества освоения студентами основной образовательной программы.

Распределение баллов при использовании балльно-рейтинговой системы приведено в таблице.

Таблица 1.1

Экзамен, дифференцированный зачет, письменная работа

от 0 до 50,9 баллов

неудовлетворительно

от 51 до 70,9 баллов

удовлетворительно

от 71 до 85,9 баллов

хорошо

от 86 до 100 баллов

отлично

Зачет

от 0 до 50,9 баллов

не зачтено

от 51 до 100 баллов

зачтено

С помощью применения балльно-рейтинговой системы можно решить проблему оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций студентов, формируемых в рамках дисциплин и междисциплинарных курсов.

В таблице 1.2 приведена таблица соотношения баллов с уровнями сформированности компетенций.

Таблица 1.2

Рейтинговый балл (сумма баллов)

Уровень сформированности профессиональных компетенций

Наименование профессиональных компетенций и видов профессиональной деятельности

От 88 до 100 баллов

Компетенции сформированы полностью

Монтаж, обслуживание и ремонт производственных силовых и осветительных электроустановок.

ПК.1.1. Выполнять монтаж силовых и осветительных электроустановок с электрическими схемами средней сложности.

ПК.1.2. Выполнять техническое обслуживание силовых и осветительных электроустановок с электрическими схемами средней сложности.

ПК.1.3. Выполнять ремонт силовых и осветительных электроустановок с электрическими схемами средней сложности.

От 74 до 87 баллов

Компетенции сформированы, но возможны незначительные ошибки

От 61 до 73 баллов

Компетенции сформированы частично

60 или менее

Компетенции не сформированы

Внедрение балльно-рейтинговой системы дает возможность работы с каждым студентом. Итоговая оценка является накопительной, т. е. студент должен работать в течение всего семестра. Студенты набравшие максимальное количество баллов освобождаются от сдачи зачетов и экзаменов. Преподаватель оценивает освоение компетенций более объективно.

Разработка и внедрение балльно-рейтинговой системы встречает определенные проблемы и трудности, как методического характера, так и личностного плана:

1. Система призвана измерять успеваемость студентов на основании их регулярной работы в течение семестра.

2. Балльно-рейтинговая система требует от студента набрать максимальное количество баллов в течение семестра, но она оставляет за ним свободу, какими путями набирать баллы и как распределить силы в течение семестра. Далеко не все могут определиться с этим и тем более подойти к этому рационально.

3. Балльно-рейтинговая система не избавляет студента от субъективизма преподавателя.

4. Балльно-рейтинговая система создаёт много дополнительной работы для преподавателя.

Переход к компетентностной образовательной модели образования требует внедрения соответствующих технологий оценивания. В рамках такой системы средствами оценивания становятся любые «текущие» учебные задания, а специализированные контрольные процедуры, в свою очередь, приобретают обучающие функции. Особое значение имеет тот факт, что в условиях балльно-рейтинговой системы сами студенты могут стать полноправными участниками контрольно-оценочной деятельности.