Федеральный государственный стандарт (ФГОС) предусматривает усиление прикладного, практического характера среднего профессионального образования (СПО), нацеленного на современные требования экономики, науки и общественной жизни, на овладение студентом профессиональными (ПК) и общими компетенциями (ОК). Компетенция в словаре–справочнике современного российского профессионального образования рассматривается как способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности. Формами оценки сформированности профессиональных и общих компетенций в модульно-компетентностном обучении являются: а) экзамен; б) защита портфолио; в) аттестация; г) защита проекта; д) деловая игра; е) выпускная квалификационная работа. Представим этапы оценивания знаний и умений студентов в виде схемы.
Рис. 1 Этапы оценивания студентов по МДК
На рисунке 2 показаны комплексные показатели оценки, позволяющие сформировать фонд оценочных средств, наиболее полно отражающий весь комплекс как профессиональных, так и общих компетенций.
Рис. 2. Схема форм и методов оценки сформированности ПК и ОК
Переход образования на стандарты нового поколения потребовал поиска новых форм контроля качества обучения. При этом, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (статья 15) предоставляет учебному заведению самостоятельность «в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся» [1].
В последнее время в учебных заведениях активно используется рейтинговая система, представляющая собой объективную шкалу сопоставления качества и объема знаний студентов. Рейтинг – понятие, характеризующее соотносительную значимость, место, вес, позицию данного объекта по сравнению с другими объектами этого класса (типа) [3].
Рейтинговую систему можно представить следующим образом (рис.3):
Рис. 3 Рейтинговая система
Анализ представленных определений позволяет заключить, что рейтинг студентов – это оценка учебных достижений студентами и одновременно оценка учебного процесса в целом. Рейтинговая система оценки знаний позволяет максимально объективно оценивать знания, умения, навыки студента. Она существует как дополнение к пятибалльной системе оценок [4].
Целью балльно-рейтинговой системы оценки учебных результатов студентов является комплексная оценка качества учебной работы студентов при освоении ими основных образовательных программ профессионального образования.
Главные задачи:
- повышение мотивации студентов к освоению образовательных программ путем более высокой дифференциации оценки их учебной работы,
- повышение уровня организации образовательного процесса,
- стимулирование систематической работы студентов в учебном процессе,
- повышение объективности итоговой экзаменационной оценки, усилив ее зависимость от результатов ежедневной работы студентов в течение семестра.
Оценочные средства в балльно-рейтинговой системе оценки знаний – это разработанная система (совокупность, набор) заданий (вопросов), предлагаемых студентам в устной или письменной форме в специально отведенное время на определенных этапах изучения учебного материала.
Процесс проектирования балльно-рейтинговой системы носит комплексный характер и связан не только с разработкой рейтинг-плана, но и с оптимизацией учебно-методического обеспечения дисциплин и модулей, внесением соответствующих корректив в рабочие программы и в фонд оценочных средств.
В числе образовательных результатов, определенных стандартами профессионального образования третьего поколения, названы общие компетенции, которые понимаются как «универсальные способы деятельности, общие для большинства профессий и специальностей, направленные на решение профессионально-трудовых задач и являющиеся условием интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда» [2].
Таким образом, под балльно-рейтинговой системой понимается система непрерывной накопительной количественной оценки качества освоения студентами основной образовательной программы.
Распределение баллов при использовании балльно-рейтинговой системы приведено в таблице.
Таблица 1.1
Экзамен, дифференцированный зачет, письменная работа |
|
от 0 до 50,9 баллов |
неудовлетворительно |
от 51 до 70,9 баллов |
удовлетворительно |
от 71 до 85,9 баллов |
хорошо |
от 86 до 100 баллов |
отлично |
Зачет |
|
от 0 до 50,9 баллов |
не зачтено |
от 51 до 100 баллов |
зачтено |
С помощью применения балльно-рейтинговой системы можно решить проблему оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций студентов, формируемых в рамках дисциплин и междисциплинарных курсов.
В таблице 1.2 приведена таблица соотношения баллов с уровнями сформированности компетенций.
Таблица 1.2
Рейтинговый балл (сумма баллов) |
Уровень сформированности профессиональных компетенций |
Наименование профессиональных компетенций и видов профессиональной деятельности |
От 88 до 100 баллов |
Компетенции сформированы полностью |
Монтаж, обслуживание и ремонт производственных силовых и осветительных электроустановок. ПК.1.1. Выполнять монтаж силовых и осветительных электроустановок с электрическими схемами средней сложности. ПК.1.2. Выполнять техническое обслуживание силовых и осветительных электроустановок с электрическими схемами средней сложности. ПК.1.3. Выполнять ремонт силовых и осветительных электроустановок с электрическими схемами средней сложности. |
От 74 до 87 баллов |
Компетенции сформированы, но возможны незначительные ошибки |
|
От 61 до 73 баллов |
Компетенции сформированы частично |
|
60 или менее |
Компетенции не сформированы |
Внедрение балльно-рейтинговой системы дает возможность работы с каждым студентом. Итоговая оценка является накопительной, т. е. студент должен работать в течение всего семестра. Студенты набравшие максимальное количество баллов освобождаются от сдачи зачетов и экзаменов. Преподаватель оценивает освоение компетенций более объективно.
Разработка и внедрение балльно-рейтинговой системы встречает определенные проблемы и трудности, как методического характера, так и личностного плана:
1. Система призвана измерять успеваемость студентов на основании их регулярной работы в течение семестра.
2. Балльно-рейтинговая система требует от студента набрать максимальное количество баллов в течение семестра, но она оставляет за ним свободу, какими путями набирать баллы и как распределить силы в течение семестра. Далеко не все могут определиться с этим и тем более подойти к этому рационально.
3. Балльно-рейтинговая система не избавляет студента от субъективизма преподавателя.
4. Балльно-рейтинговая система создаёт много дополнительной работы для преподавателя.
Переход к компетентностной образовательной модели образования требует внедрения соответствующих технологий оценивания. В рамках такой системы средствами оценивания становятся любые «текущие» учебные задания, а специализированные контрольные процедуры, в свою очередь, приобретают обучающие функции. Особое значение имеет тот факт, что в условиях балльно-рейтинговой системы сами студенты могут стать полноправными участниками контрольно-оценочной деятельности.