Активные формы обучения являются ключевым элементом социокультурного системного подхода в образовании. Их содержание и методика проведения позволяют расширить социокультурный опыт учащихся, акцентировать внимание на ключевых идеях каждой темы, развить коммуникативные и управленческие навыки, сформировать мотивацию. Одними из основных видов активных занятий являются: ресурсный круг, работа в паре, работа в микрогруппе.
Ресурсный круг - тренинг, который позволяет создать условия для присоединения всех участников и развитие единого контекста в группе. Чаще всего это заключительный этап занятия, на котором учитель и учащиеся анализируют и оценивают результат, приобретая навыки анализа, обратной связи. На первых порах рефлексия в круге идет по желанию, постепенно подключаются все. Если проследить динамику ресурсного круга, можно заметить, что постепенно учитель и дети становятся партнерами и ресурсный круг делится на два самостоятельных: сначала дети высказывают свою точку зрения, затем выступает учитель, подводится общий итог.
Работа в паре-возможность в ходе обсуждения задания обменяться мнениями и получить признание сверстника. Это снижает состояние тревоги, способствует формированию положительной самооценки. Участие в активных занятиях особенно значимо для детей, так как необходимость договориться, вместе представить результаты работы в этом возрасте сама по себе представляет ценность. В процессе общения со сверстниками дети приобретают такие характеристики личности, как взаимное доверие, доброта, открытость, готовность к сотрудничеству.
Работа в микрогруппе характеризуется тем, что в состав группы входит 4-6 человек. Здесь также есть совещательный этап и обсуждение в группе. В микрогруппе один из участников берёт на себя роль лидера, организуя взаимодействие. Для того, чтобы работа проходила успешно, учащиеся должны уметь: слушать друг друга; проявлять терпимость к иной точке зрения в ходе обсуждения; приходить к единому мнению; структурировать время, выделенное на выполнение задания; доказательно представлять результаты работы классу; делегировать полномочия лидера членам группы.
Далее приводим сценарий внеклассного чтения по сказкам А.С. Пушкина.
Тема: «Добро всегда побеждает».
Цель: Обобщить знания произведений А.С. Пушкина.
Задачи: 1. Развивать интеллектуальные способности учащихся, коммуникативность и управленческие навыки межличностного общения, культуру речи. 2. Воспитывать целеустремленность, ответственность, контактность, исполнительность.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, высказывания А.С. Пушкина: «Что за прелесть эти Сказки! Каждая есть поэма», рисунки по сказкам А.С. Пушкина, книги сказок А.С.Пушкина.
Ход занятия: 1. Подготовительный этап. - Вам нравится эта музыка? Почему? Давайте перенесемся с этой музыкой в волшебный мир сказок. А как вы думаете, что такое сказка?
Для одних – это мечта о прекрасном, для других – это первое литературное произведение, услышанное в детстве. А третьи говорят о том, что сказка будит фантазию, развивает воображение, впечатляет, притягивает, сближает взрослых и детей. Ведь сказки любят не только дети, но и взрослые. И, наверное, многие согласятся, что сказка – это серьезно! А вот, что писал о сказках великий русский поэт А.С. Пушкин: «Вечерами слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма».
Оказывается, без мудрости, заключенной в сказках, самое блестящее образование неполноценно. Именно поэтому, всю жизнь с любовью вспоминал А.С.Пушкин сказки своей бабушки Марии Алексеевны и няни Арины Родионовны. Из восхищения и любви к мудрости родились и Пушкинские сказки, о которых мы сегодня и будем говорить.
- Какие сказки А.С.Пушкина вы читали или слышали? Есть ли среди них ваши любимые? Почему? А кто в этих сказках мешал или не желал добра героям? И несмотря ни на что, как заканчиваются сказки А.С.Пушкина? Вот почему и тема нашего занятия называется «Добро всегда побеждает».
- Какие герои сказок А.С.Пушкина несут Добро, Свет и побеждают?
Вывод: вы хорошо знаете и помните сказки А.С.Пушкина, поэтому сейчас все хорошо справитесь с заданием.
2. Индивидуальный этап. В нашем задании встретятся некоторые черты характера. Давайте сначала уточним, как вы их понимаете?
Сострадание - помощь ближнему без выгоды для себя.
Праздность – безделье.
Хитрость – обман, ложь.
Скромность – не быть выскочкой, не якать, быть скромным.
Трудолюбие – любить труд.
- Перед вами лежит задание. Вы должны прочесть отрывок из сказки, определить название сказки и выбрать одно из качеств характера. Которое ярко проявляется в данном эпизоде. Выбранное качество вы должны записать в графе «Самостоятельный выбор»
3.Работа в паре. А сейчас это же задание вы будете выполнять в паре. Умейте выслушать друг друга и прийти к согласию. Ответ запишите словом в графе «Выбор пары».
4. Проверка работы в паре. Прочитайте выразительно отрывок. Из какой это сказки? Какая черта характера соответствует этому отрывку? Почему? Остальные пары согласны с этим ответом? Если нет - докажите вою точку зрения, исправьте ответ.
5.Работа в группе. Выберите лидера. В начале урока мы говорили о героях, которые несут «Добро и Свет». И эти герои скорей всего ваши любимые. Как вы считаете – это важно нести Добро и Свет? Почему? Да, на самом деле, это важно. Задание группам.
- Из всех качеств - выберите только те, которые отвечают на вопрос: «Какие качества необходимы человеку, чтобы нести Добро и Свет?».
- Запишите их в графе « Работа в группе».
6. Проверка работы в группе. Первая группа, какое качество вы выбрали? Почему? Все согласны?
На доске вывешиваются слова: Бескорыстие. Трудолюбие. Скромность. Верность. Сострадание.
- Еще какие качества вы бы хотели сюда добавить?
7.Рефлексия.
-Давайте подведем итог нашему занятию.
-Встаньте все в круг.
-Какие качества характера каждому из вас нужно воспитать в себе, чтобы нести Свет и Добро?