Полный текст статьи
Печать

Реализация новых стандартов требует от педагогов в организации учебной деятельности учащихся создания условий для формирования и развития надпредметных умений, которые впоследствии трансформируются в надпрофессиональные навыки. Если верить разработанному Московской школой управления СКОЛКОВО «Атласу новых профессий», то к нашим выпускникам к 2030-му году работодатели предъявят требования  к  таким надпрофессиональным навыкам, как системное мышление, навыки межотраслевой коммуникации, умение управлять проектами и процессами, программирование ИТ-решений, работа с искусственным интеллектом, клиентоориентированность, мультиязычность и мультикультурность, умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми, работа в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач, способность к художественному творчеству, бережливое производство [1].

       Из них наиболее часто отмеченное по 19 отраслям экономики, а значит как самое необходимое  выступает системное мышление. Системное мышление  разработчики «Атласа новых профессий» рассматривают как  умение определять сложные системы и работать с ними. Новое время диктует новые условия. Еще один новый вызов времени для педагогов – создание условий для формирования системного мышления у учащихся. По мнению японского методиста Сакамото,  формирование системного мышления обеспечивается путем внедрения технологий в образовательный процесс [2]. Внедрение технологий в учебный процесс  в обязательном порядке прописывается в образовательной программе каждой школы, но ее разработка является прерогативой администрации образовательных учреждений. Многие учителя, работающие в две смены в муниципальной системе города Якутска, не мотивированы на изучение нормативных документов, что усиливает разрыв между модернизацией системы общего образования и с практикой обучения.  Между тем образовательная программа акцентирует внимание  педагогов на учет психолого-педагогических особенностей развития детей 11-15 лет. Значит нужно изучить и знать характерные особенности нового поколения школьников.

       Отличие современных подростков от своих предшественников -  вызов нового времени для педагогов. Согласно сторонникам «теории поколений» наши пятиклассники относятся к поколению Z , родившимся с 2000 по 2010 годы, а по сути это поколение эпохи новых ФГОС. Именно это поколение  детей мультимедийных технологий  нам предстоит обучать и развивать по новым стандартам.

Организация учебной деятельности школьников без учета целого ряда характерных особенностей  цифрового поколения невозможна, в связи с чем педагогам следует знать портрет  современного подростка.  А.В.Сапа, описывает особенности, характеризующие поколение «цифрового человека», прогнозирует постепенную утрату духовных ценностей [3]. Как обучать это поколение?  Автор  предлагает  рекомендации  американского специалиста в области обучения детей и взрослых Дж. Коатс:  1) необходимо хорошо структурировать учебный процесс;  2) обеспечивать обратную связь; 3) делать учебный материал ярким и зримым; 4) текстовые материалы должны быть простыми для восприятия;  5) помнить о важности устной коммуникации; 6) подавать материал в оптимистичном тоне: 7) требования должны быть ясны, а информация  точна и др. 

Предложенные рекомендации должны несомненно  помочь педагогам преодолеть трудности в организации учебной деятельности подростков, что отразится на качестве образования. Также одним из факторов повышения  качества является  внедрение технологий в учебный процесс. Педагогическая наука не стоит на месте, и методисты разрабатывают инновационные технологии, цель которых - развитие ключевых компетентностей.

          В целях повышения педагогического потенциала муниципальной системы образования г. Якутска Управление образования в 2014 году организовало дистанционное обучение группы педагогов на курсах «Реализация ФГОС общего образования: развивающая система учебных заданий» и стажировку в Василеостровском Информационно-методическом центре г. Санкт-Петербурга. Выбор курсов продиктован инновационной технологией, два  автора которой работают над повышением квалификации педагогов в этом информационно-методическом центре. Авторы Л.Г.Панфилова Т.Е.Матвеева, С.А.Сапон  на основе логико-информационного подхода к обучению разработали технологию развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК) [4].

На наш взгляд, данная технология соответствует всем рекомендациям Дж. Коатс. Технология ТРИИК распределяет процесс усвоения на три этапа:    1. Самоопределение к деятельности. На этом этапе учащимся дается практико-ориентированное задание, для успешного выполнения которого требуются новые знания. Так обеспечивается мотивация к усвоению новых знаний. 2. Учебно-познавательная деятельность, на котором подросткам предлагается выполнить систему учебных заданий, выстроенных в логической цепочке Знание-Понимание-Умение. 3.Интеллектуально-преобразовательная деятельность. Сутью данного этапа является успешное выполнение подростком ситуативного задания, с которым не справился на первом этапе. Педагог предлагает задание дифференцированно  на трех уровнях: информативном, импровизационном, эвристическом. Каждый учащийся выбирает уровень, исходя из своих интеллектуальных способностей, главное здесь, чтобы он справился с заданием и почувствовал свою успешность.

       Выполняя систему учебных заданий, подросток осознает, что он сперва должен справиться с заданиями на Знание, затем на Понимание и далее с заданиями на Умение.  Учитель создает условия для обратной связи, чтобы определить  какое задание составляет трудность для данного учащегося. Систему  заданий  педагог  представляет учащимся в виде отдельных слайдов. На слайдах также даются ключи к самопроверке заданий.

      Технология ТРИИК универсальна в том плане, что ее можно применить по любому учебному предмету, так и выстроить систему учебных заданий на один урок или на весь раздел. Учителю-словеснику, внедряющему данную технологию,    в разработке системы учебных заданий лучше выбрать  учебно-методический комплект «Русский язык»  М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, так как в учебниках данного УМК авторами предлагаются практико-ориентированные задания как  в начале изучения раздела языкознания, так и на выходе из раздела. Таким образом, учащийся работает  на свою успешность,  а учителю необходимо организовать на разных этапах учебной деятельности рефлексивные ситуации по овладению способом действия, который заложен в заданиях на Понимание.  Этим, на мой взгляд, обеспечивается реализация системно-деятельностного подхода в обучении представителей поколения Z.