Полный текст статьи
Печать

Актуальность исследования проблемы адаптации детей младшего дошкольного возраста к пребыванию в детском саду является высокой в настоящее время, так как от ее своевременного решения зависит уровень их физической и умственной работоспособности, здоровья. Положение ФГОС ДО делают акцент на создании более благоприятных для ребенка психолого-педагогических условий, где особое внимание уделяются условиям взаимодействия педагога и ребенка. Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша – сильное стрессовое переживание необходимо смягчить, ему предстоит  приспособиться к совершенно иным условиям чем те, к которым он привык в семье, как правило, иной стиль общения, необходимость общения со сверстниками, новое помещение – все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию.

Констатирующий эксперимент исследования включал проведение диагностических исследований. В эксперименте участвовало 15 детей II младшей группы МБДОУ Д/С №41 «Росинка», г. Якутск, Республика Саха(Якутия).  В организации данной части эксперимента была оказана методическая  поддержка старшим воспитателем и психологом. Одной из наиболее важных целей любого исследования, является: оценка исходного и сформированного уровня развития необходимого качества у испытуемых.      
Для достижения данной цели нам необходимо было выполнить следующие задачи:                                                                                                                                                      
- проведение наблюдения за деятельностью детей в разных режимных моментах; 
- изучение и анализ самостоятельной деятельности детей в процессе диагностического исследования.                                                        Констатирующий эксперимент был проведен в два этапа: - наблюдение за деятельностью детей;                                                                                             - анализ данных диагностики  исследования  по изучению самостоятельности детей 2-й младшей группы.  Для диагностики   использовалась  методика  И.А. Красовского. По его данным, бытовая деятельность возникает на основе удовлетворения биологических потребностей малыша  в пище, отдыхе( бытовые процессы которые организует  взрослый с помощью режима дня).

Проведение исследования включало наблюдение за детьми экспериментальной группы в разных режимных процессах. При подведении результатов наблюдения учитывалась сформированность по указанным ниже в таблице 1.

Таблица 1  

Критерии уровня адаптации детей младшего дошкольного возраста в ДОУ на основе поведения в режимных процессах

 

Режимные

процессы

 

 

Самостоятельность

 

Качество навыка

 

Прочность навыка

 

 

 

Умывание

 

 

 

 

 

Самостоятель­но или с небольшой­ помо­щью взрослого моет руки, насухо вытира­ет полотенцем, пользуется индивидуаль­ными предметами­

(полотен­цем)

 

 Аккуратно моет руки, лицо, правильно пользуется мылом, сухо вытирается после умывания, вешает полотенце на место; моет руки по мере загрязнения, перед едой, после пользова­ния туалетом

 

Сформирована привыч­ка быстро и правильно умываться, пользоваться­ только индивидуаль­ным полотенцем

 

 

Прием пищи

 

Опрятно ест, тщательно пережевывает пищу, держит ложку в правой руке, пользуется салфеткой. Не выходит из-за стола, не окончив еды. Не мешает другим детям за столом

Есть навыки аккуратной еды, не проливает пищу, пережевы­вает пишу с закры­тым ртом. Правильно пользуется вилкой, но­жом, ест аккуратно, бесшумно, хорошо пережевы­вая.

Полощет рот после еды

Правиль­ная осанка, выходя из-за стопа, тихо за-двига­ет стул, благодарит взрослых. Есть навыки культурного поведения: за столом. Умеет сидеть прямо, не класть лок­ти на стол, бесшумно пить и пережевы­вать пишу, пользовать­ся приборами, салфеткой

 

Одевание и разде­вание

 

 

 

 

 

Одевается и раздевается по порядку: при небольшой помощи взрослых снимает одежду, обувь (расстегивает пуговицы спереди, развязывает шнурки). Надевает обувь (застегива­ет пуговицы впереди. В процессе одевания и раздевания не мешает другим детям. Замечает неопрятность в одежде. С помощью взрослого приводит себя в порядок.

Совершенствуется умение самостоятельно одеваться и раздеваться. Аккуратно складывает и вешает одежду, с помощью взрослого приводит ее в порядок.

Есть стремление быть аккуратным.

 

 

 

Закрепляет­ся умение самостоятельно одева­ться и раздеваться, правильно и аккуратно складывать в шкаф одежду устранять не­порядок во внешнем виде. Вежливо говорит товарищам о неполадках в одежде. Помогает их устранить.

Быстро одевается и раз-девает­ся, вешает одежду в определен­ном поряд­ке и месте.

 

 

При обработке данных использовались следующие критерии:                                          

  1. Правильность и последовательность самостоятельных действий (правильно–неправильно).
  2.  Качество выполнения действий и эффективность их ре­зультата (достаточное - недостаточное).
  3. Проявления волевых качеств при вы­полнении навыков (наблюдает­ся ли аккуратность, дисциплинированность, организован­ность).
  4. Самостоятельность в бытовой деятельности (есть – нет) 
  5. Следование правилам поведения в бытовой деятель­ности ДОУ (соответствует – не соответствует).
  6. Эмоциональное отношение к бытовым процессам (положительное – отрицательное).
  7. Характер взаимоотношений со сверстниками в деятельности ДОУ (благоприятный – негативный).
  8. Характер взаимоотношений со взрослым в бытовой деятельности (обращается за помощью ко взрослому – не обращается).
  9. Реакции ребенка на воздействие со стороны взрослых или сверстника (реагирует – не реагирует).

Для создания психолого-педагогических условий в целях адаптации и формирования уверенности в новом пространстве в группе создана эмоционально благоприятная атмосфера тепла и уюта благожелательности благодаря чему у детей сформированы положительная установка желание идти в д/сад. Кто-то с первого дня почувствовал себя как дома, а у кого-то неумение освоиться в новой обстановке приводило к нежеланию ходить в д/с, с конфликтами с детьми, взрослыми. Именно работая с этими детьми, одной из задач является то, чтобы помочь ребенку, как можно быстрее и безболезненно освоиться к новой системе. В проведенном нами развивающем курсе по адаптации в ДОУ, использовались те обстоятельства, что общаясь в процессе взаимодействия со взрослыми, ребенок переносит свои отношения в самостоятельную деятельность. Такая система работы, на наш взгляд поможет легче адаптироваться ребенку к условиям ДОУ.