Актуальность исследования проблемы адаптации детей младшего дошкольного возраста к пребыванию в детском саду является высокой в настоящее время, так как от ее своевременного решения зависит уровень их физической и умственной работоспособности, здоровья. Положение ФГОС ДО делают акцент на создании более благоприятных для ребенка психолого-педагогических условий, где особое внимание уделяются условиям взаимодействия педагога и ребенка. Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша – сильное стрессовое переживание необходимо смягчить, ему предстоит приспособиться к совершенно иным условиям чем те, к которым он привык в семье, как правило, иной стиль общения, необходимость общения со сверстниками, новое помещение – все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию.
Констатирующий эксперимент исследования включал проведение диагностических исследований. В эксперименте участвовало 15 детей II младшей группы МБДОУ Д/С №41 «Росинка», г. Якутск, Республика Саха(Якутия). В организации данной части эксперимента была оказана методическая поддержка старшим воспитателем и психологом. Одной из наиболее важных целей любого исследования, является: оценка исходного и сформированного уровня развития необходимого качества у испытуемых.
Для достижения данной цели нам необходимо было выполнить следующие задачи:
- проведение наблюдения за деятельностью детей в разных режимных моментах;
- изучение и анализ самостоятельной деятельности детей в процессе диагностического исследования. Констатирующий эксперимент был проведен в два этапа: - наблюдение за деятельностью детей; - анализ данных диагностики исследования по изучению самостоятельности детей 2-й младшей группы. Для диагностики использовалась методика И.А. Красовского. По его данным, бытовая деятельность возникает на основе удовлетворения биологических потребностей малыша в пище, отдыхе( бытовые процессы которые организует взрослый с помощью режима дня).
Проведение исследования включало наблюдение за детьми экспериментальной группы в разных режимных процессах. При подведении результатов наблюдения учитывалась сформированность по указанным ниже в таблице 1.
Таблица 1
Критерии уровня адаптации детей младшего дошкольного возраста в ДОУ на основе поведения в режимных процессах
Режимные процессы
|
Самостоятельность |
Качество навыка |
Прочность навыка
|
Умывание
|
Самостоятельно или с небольшой помощью взрослого моет руки, насухо вытирает полотенцем, пользуется индивидуальными предметами (полотенцем) |
Аккуратно моет руки, лицо, правильно пользуется мылом, сухо вытирается после умывания, вешает полотенце на место; моет руки по мере загрязнения, перед едой, после пользования туалетом |
Сформирована привычка быстро и правильно умываться, пользоваться только индивидуальным полотенцем
|
Прием пищи
|
Опрятно ест, тщательно пережевывает пищу, держит ложку в правой руке, пользуется салфеткой. Не выходит из-за стола, не окончив еды. Не мешает другим детям за столом |
Есть навыки аккуратной еды, не проливает пищу, пережевывает пишу с закрытым ртом. Правильно пользуется вилкой, ножом, ест аккуратно, бесшумно, хорошо пережевывая. Полощет рот после еды |
Правильная осанка, выходя из-за стопа, тихо за-двигает стул, благодарит взрослых. Есть навыки культурного поведения: за столом. Умеет сидеть прямо, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пишу, пользоваться приборами, салфеткой |
Одевание и раздевание
|
Одевается и раздевается по порядку: при небольшой помощи взрослых снимает одежду, обувь (расстегивает пуговицы спереди, развязывает шнурки). Надевает обувь (застегивает пуговицы впереди. В процессе одевания и раздевания не мешает другим детям. Замечает неопрятность в одежде. С помощью взрослого приводит себя в порядок. |
Совершенствуется умение самостоятельно одеваться и раздеваться. Аккуратно складывает и вешает одежду, с помощью взрослого приводит ее в порядок. Есть стремление быть аккуратным.
|
Закрепляется умение самостоятельно одеваться и раздеваться, правильно и аккуратно складывать в шкаф одежду устранять непорядок во внешнем виде. Вежливо говорит товарищам о неполадках в одежде. Помогает их устранить. Быстро одевается и раз-девается, вешает одежду в определенном порядке и месте.
|
При обработке данных использовались следующие критерии:
- Правильность и последовательность самостоятельных действий (правильно–неправильно).
- Качество выполнения действий и эффективность их результата (достаточное - недостаточное).
- Проявления волевых качеств при выполнении навыков (наблюдается ли аккуратность, дисциплинированность, организованность).
- Самостоятельность в бытовой деятельности (есть – нет)
- Следование правилам поведения в бытовой деятельности ДОУ (соответствует – не соответствует).
- Эмоциональное отношение к бытовым процессам (положительное – отрицательное).
- Характер взаимоотношений со сверстниками в деятельности ДОУ (благоприятный – негативный).
- Характер взаимоотношений со взрослым в бытовой деятельности (обращается за помощью ко взрослому – не обращается).
- Реакции ребенка на воздействие со стороны взрослых или сверстника (реагирует – не реагирует).
Для создания психолого-педагогических условий в целях адаптации и формирования уверенности в новом пространстве в группе создана эмоционально благоприятная атмосфера тепла и уюта благожелательности благодаря чему у детей сформированы положительная установка желание идти в д/сад. Кто-то с первого дня почувствовал себя как дома, а у кого-то неумение освоиться в новой обстановке приводило к нежеланию ходить в д/с, с конфликтами с детьми, взрослыми. Именно работая с этими детьми, одной из задач является то, чтобы помочь ребенку, как можно быстрее и безболезненно освоиться к новой системе. В проведенном нами развивающем курсе по адаптации в ДОУ, использовались те обстоятельства, что общаясь в процессе взаимодействия со взрослыми, ребенок переносит свои отношения в самостоятельную деятельность. Такая система работы, на наш взгляд поможет легче адаптироваться ребенку к условиям ДОУ.