Полный текст статьи
Печать

Цели и задачи семейного и общественного воспитания едины. Родители желают, чтобы их дети выросли всесторонне развитыми личностями, гармонически сочетающими в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. При этом приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям, традициям народа играют важную роль в семейном воспитании.

Именно в традиционной культуре и искусстве наиболее ярко и выразительно проявляются жизненный опыт народа, его творческий потенциал, отражается миро представление и художественный вкус. Выдающийся педагог Л.Н. Толстой считал знание народной жизни одной из первостепенных задач образования и первым предметом изучения будет изучение людей самых близких: своего народа, его занятия, средств существования, обычаев, верований, миросерцания. Педагоги и родители в недавнем прошлом утратили опыт использования народной педагогики, которая представляет поистине колоссальные возможности для приобщения детей к труду, природе, этике и.т.д.

Правда, с недавних пор детей – уже в раннем возрасте – начали воспитывать в национальных традициях. Многие из них знают народные сказки, стихи и загадки, с удовольствием слушают народные песни, играют в народные настольные и подвижные игры, учатся исполнять народные танцы. В детских учреждениях нашей республики приобщение к исконной культуре народа, ознакомление с бытом, нравами, обычаями, традициями и обрядами происходят в форме настольных, подвижных, спортивных игр, а также в ходе воссоздания обрядовых церемоний. Они служат средствами воспитания детей не только в образовательных учреждениях, но и семьях. В последнее время в эвенских семьях в воспитании детей родители стали уделять народным обычаям и традициям особое внимание.

  В.В. Федоров считает, что, исследуя гуманистические представления северных народов, сохранившиеся и дошедшие до нас, можно установить, что гуманизм присутствует в деятельности человека, раскрывает отношение человека к человеку. Как мораль общества, гуманизм представляют собой сочетание нравственных ценностей: человеческое достоинство, уважение, доброта, доброжелательность, чуткость и т.д.

   Известные ученые Якутии Л.А.Афанасьев –Тэрис, Г.П.Башарин, Р.И. Бравина, А.И.Гоголев, Д.А. Данилов, А.Е.Мординов, А.Г.Новиков, Б.Н.Попов, И.С.Портнягин, К.Д.Уткин и другие неоднократно подчеркивали ценность самобытного развития северной культуры. Б.Н.Попов связывает культуру с этническим своеобразием народа и отмечает, что этническая специфика народа сохраняется и проявляется в языке, традициях, быте, культуре, которые, прежде всего, аккумулируются в семье.

С целью выявления эффективности использования традиций и обычаев эвенского народа было организовано педагогическое наблюдение семей Колесовых и Слепцовых в с.Батагай-Алыта Эвено-Бытантайского улуса.

Основным занятием обоих семей является оленеводство, которое формировало особый кочевой уклад жизни.

На подготовительном этапе (апрель – май 2007г.) была проведена беседа с целью выявления уровня знаний родного языка, традиций и обычаев своего народа, их использования в воспитании детей.

 Как показывает результаты, старшее поколение (3 человека) знает свой родной язык, традиции и обычаи своего народа, но не знают как их использовать для воспитания современных детей. Они считают, что:

  1. Насилие современной цивилизации не позволяют использовать народные традиции и обычаи в воспитании детей;
  2. Изменение психологических особенностей детей мешают этому, так как современный ребенок очень открытый, сразу возражает, если ему этого не хочется, думает, что все ему простят;
  3. У современных детей нет особого желания остаться жить и работать в своем родном селе, их манит городская цивилизация, материальная сторона жизни;
  4. Мало уделяется внимания распространению традиций и обычаев народа и их использование в повседневной жизни северянина;
  5. Большинство людей не знают своего языка, не хотят учить, а заставить их изучить – сложно.

Среди представителей среднего поколения родной язык хорошо знает 1, понимает -1, не знает -2, традиции и обычаи народа очень  хорошо знает -1, частично знают -3, как их использовать в воспитании детей знают 2, затрудняются -2.

Молодые люди (4 человека) на родном языке не говорят, но понимают частично, традиции и обряды знают в общем плане, особо часто в воспитании детей их использование не замечали, но, если будет возможность, потом могут их использовать в воспитании детей, но пока у них нет семьи  и детей, частично знает -1,2 не знают, как это реализовать.

Из 6 учащихся школы 5 считают, что знают родной язык, 1 – не очень, они говорят, что язык они учат в школе, но дома разговаривают на якутском языке, так как родители и старшие дети не знают хорошо язык, т.е. практическое применение язык в семье не нашел. Традиции и обычаи знают частично, тоже из школьного курса по предмету «Национальная культура», в семье лишь частично используют традиции и обычаи, но только самые популярные и с некоторыми ошибками. Как их использовать частично знают -3, не знают – 3.

Самые младшие -2 детей особого представления о традициях и обычаях не знают, 1 не знает в силу того, что он еще мал, язык тоже пока не знают, только на уровне стихов и песен.

На 2 этапе (май-август 2007г.) были разработаны семейные праздники с использованием традиций и обычаев эвенского народа. Учитывая кочевой образ жизни, праздники были организованы непосредственно на стойбище в летнее время года, когда вся семья в сборе.

Мы считаем, что праздники – это средство приобщения младших поколений к национальным традициям, обрядам, ритуалам и в то же время форма духовного обогащения ребенка, его становления как личности.

У каждого праздника свои особенные обрядовые тексты песен, стихов, сказаний, легенд, свои игры, словесные и несловесные ритуалы, в которых обычно воспроизводится уклад жизни, основные правила. Кроме того, праздники дают возможность не только отдохнуть, ощутить роскошь человеческого общения, но и посостязаться в различных играх, показать свою силу, ловкость, смекалку, изобретательность, свои песенные или стиховые таланты.

По Любиной Г., в прошлые времена детство не было изолировано от мира взрослых. И в будни, и в праздники дети и взрослые находились вместе. Дети четко знали свое место и свои роли в любом праздничном действе. Подготовка к празднику и было обучением. Учили и шить, и готовить, и ремонтировать, и петь, и плясать, и играть.

 Праздник воспринимался детьми как время наслаждения общением, общностью близких и незнакомых людей, как радость коллективного действа.

 Подготовка к праздникам шла два месяца, были подготовлены наряды, где девочки вместе с мамами и бабушками шили наряды, а потом к приближению праздника готовили национальные блюда. Наряды шились по эскизам самих девочек с соблюдением всех правил национального костюма.

 В это время мальчики готовили вместе со старшими мужчинами рода новые палки для юрты, ремонтировали хозяйственные принадлежности. Самым радостным событием была охота на уток, а потом, подготовка снасти, ловили свежую рыбу. В это время было организовано ознакомление с ритуалами охоты, обычаями ведения себя на природе. Во время кочевья на новое место мальчики научились бросать мауты, снаряжать оленя, определить возраст оленя, его упитанность, нравы животных, находить хорошие места для пастбища, определять путь кочевья, ориентироваться по погоде, солнцу.

 В свободное от работы время старики рассказывали детям сказки, старинные легенды, вместе загадывали загадки, а также рассказывали о своем детстве, в какие игры играли, какие были у них игрушки, о лучших представителях своего рода, попытались генеалогическое древо рода.

Обычные бытовые разговоры шли на эвенском языке. Разучивали песни, танец hээдьэ. А далее на стойбище были организованы праздники.

 Первый праздник посвящен переезду семьи на летнее стойбище. Пользуясь данным случаем, было организовано  ознакомление с ритуалом поклонения огню по древним обычаям эвенского народа. До сих пор семьи по своему проводили этот ритуал, но в более стилизованном виде. На данном празднике был использован потенциал знаний старшего поколения семей, а также материалы, описания обычаев эвенского народа, связанные с данным ритуалом.

 Следующий праздник «Встреча солнца» также был организован на стойбище и посвящен встрече нового года эвенов по старинном календарю в 20-х числах июня. Праздник был разработан с использованием традиционных обычаев народа, на празднике были гости – родственники из другого стойбища.

На третьем празднике – на дне рождения дочери Лены семьи Слепцовых ознакомили с обрядом рождения ребенка в старину, показали особое отношение эвенского народа к рождению нового человека – продолжателя рода, народа.

На 3 этапе были подведены итоги наблюдения (сентябрь 2007г.). Всего опрошено – 19,1 – находился на службе после отбывания в отпуске (Егор Колесов). Результаты были следующими: знание родного языка составило – 68,9 %, частично знают язык – 31,8 %, незнающих – нет; знание традиций и обычаев – 63,6%, частично узнали – 37,1%, незнающих – нет; знают пути использования традиций и обычаев в воспитании детей – 58,3%, частично – 42,4%, незнающих – нет.

Исходя из этого была составлена динамика изменений показателей в начальном – подготовительном и заключительном – итоговом этапе педагогического наблюдения (см.диагр.1). 

Диаграмма 1. Динамика изменений показателей в начальном – подготовительном и заключительном – итоговом этапе педагогического наблюдения 

 По итогам педагогического наблюдения на основе учета особенностей воспитания детей народов Севера для использования традиций и обычаев народа в воспитании детей в семье нами разработаны следующие методические указания:

  1. В семье нужно использовать возрастной подход к воспитанию детей. Для этого нужно организовать совместную деятельность старших и младших детей в труде и играх в соответствии с возрастом детей. При этом каждому давать задание посильное ему, и такую, где младший по возрасту ребенок выполнял бы работу, подражая старшим. Такие задания воспитывают у младших рациональное использование времени, овладение необходимыми навыками, интерес, любовь к труду. Например, старших детей надо брать с собой на охоту, рыболовство, на пастбище, чтобы они работали со взрослыми, приобрели навыки традиционного труда эвенов. А младшие должны научиться труду, играя. Например, игра «Охота на медведя». Младшие, подражая страшим, учатся поведению охотника и обычаям охоты, проводить ритуал поклонения огню, благодарить духов природы за удачную охоту. Игра «Поймай оленя! – дети учатся бросать маут, различать оленей по возрасту и развиваются физически.
  2. Необходимо применить дифференцированный подход к воспитанию, когда мальчиков и девочек воспитывают отдельно, природосообразно. С 8-10 лет мальчиков должны воспитывать мужчины, в основном отец, братья, обучая сыновей навыкам охотничьего хозяйства, рыболовства, основам оленеводства, ремесленному искусству. Таким образом, вырабатываются навыки охоты и промысла, воспитываются выносливость, настойчивость, решительность и смелость, приближение мальчиков к обязанностям мужчины в семье как главного добытчика, кормильца семьи. Девочек нужно приучать постепенно к тем видам работы, которые выполняет по хозяйству мать. Убрать со стола посуду, подмети пол в доме или юрте, накормить ребенка – вот круг обязанностей девочек. Матери должны учить дочерей заготавливать традиционные мясные и молочные продукты. Обязательным условием воспитания является также рукоделие. Необходимо ознакомить девочек с технологией выделки меха, шить из них одежду и обувь, национальные костюмы и наряды.
  3. Необходимо сочетать полезное с приятным в воспитании детей. Например, весной начинается подледный лов рыбы удочками. В этом лове участвует вся семья. Мужчины ловят, а женщины обрабатывают пойманную рыбу. Дети смотрят за развешенной для сушки рыбой – юкола, оберегая от загрязнения, от мух и сырости. При этом дети учатся как ловить и обрабатывать рыбу, а также узнают названия рыб, состязаясь между собой, угадывая их. Для этого можно организовать состязания на лучшего знатока названия рыб, рыболовной снасти с помощью загадок, обычаев и ритуал народа, связанных с рыболовством, с соблюдением правил поведения и безопасности на воде, законов экологии, охраны природы.
  4. Нужно разъяснять детям значение обрядов и ритуал, принятых у эвенского народа, учить проводить их, используя различные знаменательные события в семье, на праздниках семьи, населения. Также на праздниках дети видят красоту нарядов и украшений, показывая силу и ловкость на различных состязаниях, учатся танцевать hээдьэ, петь народные песни, рассказать сказки и легенды.
  5. Нужно воспитывать волю и характер ребенка в труде. Зимой и летом эвены кочуют, независимо от природных явлений. Во время кочевки, предусматривается строгое распределение мест в караване в целях безопасности езды. Приехав на новое место кочевки, все члены семьи, и взрослые, и дети, занимаются своим делом. Дети помогают отцу – разжигать огонь костра, поставить чум, матери – готовить еду на костре, распределить вещи. Естественная среда, зима помогает воспитывать в детях терпение и волю. Дети должны усвоить принцип «Не работаешь – не разожжешь огонь и не построишь чум». В сильный мороз неосторожный человек может обморозить нос и щеки. Поэтому дети учатся, как избежать этого своей сноровкой и опытом. Таким образом, дети с малых лет учатся терпению, воле, вырабатывают сильный характер в труде.
  6. Необходимо воспитывать соблюдению преемственности традиционных занятий. Это обучение детей навыкам традиционной жизнедеятельности. Мальчиков обучают оленеводству, рыболовству и охотничьим промыслам. Девочек – шитью, приготовлению еды. Мастерица передает свой опыт выделки, подбора шкур, учит основам рукоделия, собиранию и разбиранию каркаса чума. Ребенок должен понять, что необходимо сохранить традиции и язык народа, чтобы существовать как народ.
  7. Необходимо учить детей соблюдать моральный кодекс Севера. Моральный кодекс северного человека – охотника и оленевода – до сих пор передается из поколения в поколение. Это уважение к окружающему миру, соблюдение обрядов и примет, природная честность и доброжелательность по отношению к другим, помощь, тактичность, почитание старших, твердость и решительность в действиях. Например, ребенок должен понять следующие заповеди северных народов:
  • · Не убивать больше, чем можешь нести и есть;
  • · Детям запрещается играть убитой дичью;
  • · Нельзя помешивать огонь острым предметом, хозяин – дух огня – рассердится и не даст хорошей охоты.
  • · Перед уходом на охоту нельзя забывать пообщаться с духом огня;
  • · Нельзя громко кричать в лесу, нельзя загрязнять воду;
  • · После охоты обязательно поделиться с соседями;
  • · Поделиться добычей с духом огня;
  • · Всегда после себя убирать место ночлега, стоянки;
  • · В местах постоянной стоянки оставлять спички, соль и другие необходимые предметы, чтобы ими пользовались люди, которые придут после них или попавшие в беду;
  • · Всегда принимать с радостью гостей, накормить их лучшей пищей, готовность для них хорошее место для ночлега, чтобы доброта окупилась добротой.

Тогда дети вырастают тактичными по отношению не только к людям, но и к окружающему миру.

Таким образом, использование традиций и обрядов эвенского народа должны стать основной воспитания детей в семье и помочь сохранению родного языка, культуры, что способствует выживанию эвенов как народа.

Культура как выразитель духа народа объединяет всю систему деятельности человека: его сознание, труд и творчески – преобразующий акт созидания, а также результаты освоения и преобразования мира (природы, общества и человека). Духовность, гуманизм пронизывают весь спектр структурных компонентов культуры. Человек – семья – род, а дальше народ, его традиции составляют структурную иерархию общественного образования.