Полный текст статьи
Печать

 Актуальность исследования обусловлена социокультурной модернизацией   общества, отражающейся в образовательной сфере.  В условиях динамично развивающейся экономики подготовка конкурентоспособного специалиста, обладающего профессиональной и предпринимательской компетентностью, мобильностью, гибкостью, способного самореализовать свой творческий потенциал в профессии и жизни – первостепенная задача образовательных учреждений.

Теоретические исследования по проблемам профориентационной работы впервые стали осуществляться в конце ХIХ – начале ХХ вв. Это было связано с бурно развивающейся мануфактурой и крупной машинной индустрией. Постепенно требования профессии к человеку повышались. Ошибки при подборе кадров, отсев неспособных, подготовка малоквалифицированных работников наносили большой экономический ущерб. Конкуренция, погоня за прибылью  побуждали работодателей искать новые пути эффективности использования рабочей силы.

Профессиональная ориентация как система научно-практической деятельности различных социальных институтов (школы, семьи, общественности вузов, ССУЗов и др.) призвана решить комплекс различных социально-экономических, медико-физиологических, психолого-педагогических  задач, направленных на формирование профессионального самоопределения и профессионального становления личности.

Профессиональная направленность понимается, прежде всего, как совокупность мотивационных образований (интересов, потребностей, склонностей, стремлений и др.), связанных с профессиональной деятельностью человека и влияющих, в частности, на выбор профессии, стремление работать по ней и удовлетворенность профессиональной деятельностью. Профессиональная направленность представляет собой интегральное образование и характеризуется предметом профессиональной направленности, в качестве которого выступает предпочитаемая профессия (вид деятельности); видами мотивов профессиональной деятельности; силой (уровнем) направленности, проявляющейся в степени выраженности стремления к овладению профессией и работе по ней; знаком, выражающимся в удовлетворенности–неудовлетворенности человека своей профессией.

Внедрение современных образовательных и интерактивных технологий и активных методов профориентации в содержание профориентационной деятельности - цель работы современной школы.

С 2007 года в школе было внедрено дуальное образование. В 2010 году УУО выделило  школе 4 штата мастеров производственного обучения, и с тех пор обучение старшеклассников проводится в виде допрофессиональной подготовки по специальности «Повар III разряда».

Целью допрофессиональной подготовки является развитие предпринимательских навыков у учащихся на занятиях спецкурса «Повар III разряда».

Спецкурс «Повар III разряда» -  активная форма допрофессиональной  работы в школе.

 Допрофессиональная подготовка учащихся  ведётся по элементам дуальной системы: профильное и профессиональное обучение проводится на основе договора с учебными заведениями: Якутским торгово-экономическим колледжем, МУПК, ЯГИТИ и профессиональными лицеями  № 4, №11.    

За 12 лет работы спецкурс «Повар III разряда» свидетельство о присвоении квалификационной категории получили 52 выпускника. Из них в данный момент продолжили учебу и работают поварами, кондитерами в разных ресторанах, кафе-столовых Якутска и Республики 7 выпускников. 5 выпускников школы работают по специальности, полученной на спецкурсе, продолжили учебу в ЯТЭКПК по специальности «Техник – технолог общественного питания». Якутский торгово-экономический колледж по специальности «Техник-технолог общественного питания» окончили 4 выпускника. Многие студенты, которые учатся в других ВУЗах и ССУЗах, во время каникул получают дополнительный заработок, работая по этому профилю.

По специальности «Повар Ш разряда» согласно Концепции дуального образования старшеклассники проходят производственную практику в:

- кулинарном цехе школы.

Профильное профессиональное обучение в школе ведется на основе договора с Якутским торгово – экономическим колледжем по специальности:

- «Повар III разряда»;

Таким образом, проблема организации профориентационной работы школьников многогранна и широка, имеет важные теоретические и практические аспекты. На наш взгляд,  существенным видом помощи учащимся в  самоопределении признается комплексное сопровождение через индивидуализацию дополнительного и дуального образования. Формирование у учащихся предпринимательских навыков на занятиях спецкурса способствует развитию личностных и профессиональных качеств, готовит их работать в бизнесе.