Смена социально-экономического уклада жизни, изменение политической ориентации привели к изменениям во всех сферах жизни общества, в том числе и профессионально-трудовой. Отмена централизованного планирования и распределения, отсутствие механизма прогнозирования развития сфер рынка труда усложняет учет потребностей государства в необходимых профессиональных кадрах, что приводит к рассогласованию рынка образовательных услуг и рынка труда, несоответствию запросов последнего предложениям учреждений профессионального образования, а, следовательно, к затруднению трудоустройства. Неясность перспектив развития в стране отраслей производства делает невозможным процесс ориентирования молодежи на определенные профессии. Появление новых профессий, обслуживающих рыночное хозяйство, с одной стороны, расширяет возможности выбора, с другой, имеющееся многообразие рождает трудности в его реализации.
Школа ставит своей целью обучение учеников некоему набору знаний, выпускники плохо информированы о рынке труда, или о том, каким образом, к примеру, та же физика может быть востребована в их будущей профессиональной деятельности. Кроме того, школа уделяет мало внимания изучению личностных особенностей и индивидуальных способностей обучающегося. Выводы соответствия той или иной профессии делаются на основании психологических личностных тестов, что категорически недостаточно. Результаты психологических тестов или теоретические знания о профессии недорого стоят по сравнению с практическим опытом работы.
В статье 20 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится: «инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями». Старшая школа - школа профессионального самоопределения. В этом возрасте у школьников возрастает потребность в социальном самоутверждении и самостоятельности, ориентации на будущее: на выбор образа жизни, профессии, в связи с чем должна увеличиться прагматическая мотивация в действиях старшего школьника. В связи с этим появляется необходимость в поиске новых форм инновационной профориентационной деятельности, обеспечивающей оказание поддержки и помощи молодым людям в профессиональной ориентации и становлении, а также адаптации к современным условиям рынка труда.
В целях формирования высокой самооценки и становления зрелости юношей, их самостоятельности, инициативы и активности, профессионального определения Педагогическим институтом Северо-Восточного федерального университета проводится долгосрочный проект «Конкурс «Ай, уол!». Задачами конкурса являются:
- Определение областей реализации творчества юношей и векторов их послешкольного развития.
- Создание банка данных потенциальных первокурсников СВФУ.
- Использование потенциала победителей-участников в социально-экономическом развитии региона (муниципалитета).
Обязательным условием участия в конкурсе является представление продукта творчества: усовершенствованные механизмы, машины или проекты в виде чертежей, муляжей; изготовленные изделия, описание способов деятельности и др. Форма представления - демонстрация продукта творчества.
Конкурс проводится по следующим номинациям:
- Техника.
- Архитектура и строительство.
- Ремесла (кузнечное, слесарное, столярное, ювелирное и др.)
- ИКТ и ТВ технологии.
- Предпринимательство и бизнес.
- Охота, рыбалка, туризм.
- Сельское хозяйство.
Для участия в конкурсе приглашаются юноши старшеклассники (8-11 классы) школ Республики Саха (Якутия). В качестве экспертов выступают производственники, предприниматели, преподаватели профессиональных учебных заведений – компетентные специалисты в названных областях. Экспертная оценка проводится по следующим критериям:
- Актуальность;
- Инновационность;
- Практическая ценность;
- Социальная ориентированность;
- Экономический эффект.
Студенты Педагогического института в качестве тьюторов организуют сопровождение юношей в конкурсном пространстве, в том числе, помогают им разобраться в успехах, неудачах; сформулировать личный заказ к процессу послешкольного образования, выстроить цели на будущее.
Мы считаем, что такая форма профориентации, основанная на совместной деятельности ВУЗа и школ, создаст отлаженную систему профориентации и подготовки к поступлению в ВУЗ с учетом способностей и личностных особенностей учащихся; обеспечит более устойчивую мотивацию обучения в школе и ВУЗе, что положительно будет сказываться на профессиональной подготовке будущих специалистов.