В обучающей среде важно, чтобы знание, передаваемое педагогом, стало внутренней установкой индивида. В настоящее время одной из задач ФГОС при обучении и воспитании является саморазвитие, самоорганизация, отсюда следуя, информационность и коммуникативность человека.
Общественные нормы, моральные ценности человек подбирает по своей сущности индивидуально. Внедрение норм и морали в индивиде имеет большое значение для развития общества. Смысл заключается в том, что личность должна уметь делать выбор в пользу нравственных, общественных ценностей при какой либо возникшей жизненной ситуации. Чтобы общепринятые ценности осознавались человеком, они должны стать его внутренней установкой. Человек с помощью данного процесса может формулировать цели своей деятельности, для реализации искать эффективные средства, рефлексировать свои действия. Данный процесс называется интериоризацией.
Интериоризация (лат. interior внутренний) означает процесс перехода извне внутрь, формирование умственных действий и внутреннего плана сознания через усвоение индивидом внешних действий с предметами и социальных форм общения [1]. Интериоризация, прежде всего, связана с коммуникацией, таким образом, общение есть организованный процесс интериоризации ценностей. Любое действие, прежде чем, осознано личностью, должно проходить практику снаружи и после полученного опыта переложиться во внутренние установки. Результатом процесса является то, что человек, внутренне прогнозируя и анализируя в соответствии с общественными нормами, реализовывает свое действие. В итоге общепринятые ценности становятся потребностью человека, то есть происходит процесс интериоризации. Интериоризация в общем смысле подразумевает процесс самообразования, самовоспитания, саморазвития - человек сам становится источником воспитания.
В процессе интериоризации общечеловеческих ценностей важно не только когнитивное осознание правил, но и эмоциональное проникновение к ним. Чувственное восприятие определяет реальность принятия, нежели только понимания. Единство осознания на подсознательном уровне и чувственного проникновения есть результат достаточно высокого уровня развития моральных ценностей.
Для организации процесса интериоризации в воспитании мы выделяем два способа:
1. Специально организованное условие. При данном способе индивид сам находит проблему и пути их решения. В обучающей практике могут быть применены интерактивные и активные методы, направленные на коммуникацию и самостоятельное мышление. Путем саморазвития и самовоспитания достигаются поставленные цели, и они становятся внутренней установкой индивида. Воспитывающий должен выступить стимулом в деятельности и направить сознание обучающегося в правильное русло, которое бы отвечала общественным нормам.
2. Существующие устои. Данный вид способа есть традиционный метод, но все же он тоже действителен. С помощью идеалов и общественных целей, индивид подсознательно равняется им, что облегчает ему смысловую работу. Зная данные устои, он будет конкретнее в своих побуждениях, опираясь на устои в подсознательном уровне. Общее видение на исторически сложившиеся ценности в конце концов объединяет людей.
Для полноценной реализации процесса интериоризации ценностей используются одновременно два способа, которые мы рассмотрели. Способы дополняют друг друга. Реализуя первый способ (проблемную ситуацию), индивид обладает нормами и идеалами социального поведения. Реализуя только второй способ, невозможно без практического применения эмоционально передать индивиду ситуацию, что является недостаточностью формального усвоения.
Сегодня одной из задач педагога является создание условий для саморазвития обучающегося и повышения мотивации в обучении. Для полноты реализации этой задачи педагог должен сполна ознакомиться с процессом интериоризации. Целью воспитания общечеловеческих ценностей является не внешнее познание их, а формирование внутренних нравственных устоев.