«Вся педагогика уходит в заботу об облегчении. Но облегчение не есть развитие, и даже, напротив, есть отупление. Две—три мысли, два—три впечатления, поглубже пережитые в детстве собственным усилием (если хотите, так и страданием), проведут ребенка гораздо больше в жизнь, чем самая облегченная школа, из которой сплошь да рядом выходит ни то ни се, ни доброе, ни злое…»[3, с.1]. Эта цитата ярче всего отражает всю суть проблемы современного мира. Именно жажда родителей защитить своих детей
от проблем, даже самых мелких, накрепко приколачивает их к себе вырвав всякую возможность раскрыть свои лепестки росткам самостоятельности.
В статье «Современная детская субкультура» О. Е. Смирновой представлена попытка выявить основные характеристики детской информационной среды и показать их влияние на особенности психологии современных детей и в ней детально рассмотрены влияния на детей современных технологий и использование ими. В статье поясняется, что именно бесконечная череда новомодных технологичных игрушек для малышей, с которыми не надо играть, а лишь смотреть, любоваться и получать удовольствие, не приложив и малую толику усилия, начинает горькую череду воспитания у детей полное отсутствие какой-либо инициативы и самостоятельности. А мультики по телевидению – это сплошь яркие краски и громкие звуки смысл которых порою остаются непонятной и для самих взрослых. И О.Е. Смирновой было выявлено, что дети на самом деле
и не задумываются над смыслом этих произведений. Оно и ясно, ибо смысла
в них часто и вовсе не наблюдается. А печалит еще и тот факт, что больше добрых и милых персонажей нет. Теперь персонажи часто злые и даже маленькие девочки способны довести до нервного срыва медведя. Не удивителен тот факт, что дети часто копируют ужасающее поведение мультфильмовских героев. Так же заметно утяжеляют эту ситуацию родители, жаждущие развить ребенка не по годам, отдающие их в развивающие группы чуть ли не с младенчества на не нужные курсы, но при этом до позднего возраста кормящие грудью, не обучающих опрятности, нравственным нормам в обществе, элементарному самообслуживанию и бережливо защищающих от любой мелкой ранки или синяка, не давая детям ни бегать, ни прыгать - чтобы дети не познали боль, чтобы детям не было сложно[3].
Так же в статье А. В. Минина – «Компетентность современных родителей в воспитании самостоятельности у дошкольников» отражены результаты исследования педагогической компетентности современных родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста. Представлена характеристика уровней проявления компонентов педагогической компетентности, составлен портрет современного родителя, отражающий его недостаточную компетентность в воспитании самостоятельности у ребенка дошкольного возраста. Да, именно недостаточную компетентность так как исследование показало, не самую успокаивающий вывод: большинство родителям интересны мотивы и цели поведения ребенка; не обладают теоретическими основами воспитания самостоятельности у ребенка; не придают значения созданию благоприятной среды для проявлений самостоятельности ребенка; не умеют строить взаимоотношения с ребенком на принципах гуманистической педагогики. Это может быть вина как самих родителей, как и педагогов и воспитателей, проводящих работы с родителями только в собрания где чаще, собирают деньги на помощь или просят помочь с праздниками [2].
Так, насколько же актуальна эта тема в наше время? Она была актуальна и в древние времена и тем более в наше время упрощенной технологической жизни. Часто ли мы видим на улицах детей, которые ведут себя крайне агрессивно и вызывающе, не признавая общественные нормы, или вполне себе здоровых детищ коляске для малышей, которую тащит тощенькая мама? Да, это все чаще повторяется, и проблема самостоятельности становится все более яркой каждый раз, когда родители покупают ярки механические игрушки, с которыми играть не нужно, книжки которых не нужно читать, мультфильмы над смыслом, которого не надо думать и увеличении числа родителей, которые своей целью в жизни ставят - отгородить детей от всякой любой сложности жизни.
И порою это, на первый взгляд благородное решение таит в себе не мало темных дыр и в самих ее худших – задержке развития.
Что книги, что интернет кишат определениями самостоятельности, но какое из них подходит к детям? Для этой работы мы используем вот это определение – самостоятельность, это независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Конечно же, дети не могут быть независимыми, но при этом, важно, чтобы ребенок мог сам принимать какие-либо решения без давления и подсказок.
Ребенок под сильной опекой родителей может прекрасно осознавать свое положение и все ее плюсы – возможность капризничать, быть зависимым и наслаждаться более упрощенной жизнью. Но похвала за какие-либо простые действия, вроде обычной поднятой игрушки могут стать приятным сюрпризом и в будущем мотивировать ребенка на помощь.
А развить в ребенке более осознанную самостоятельность, пробудить в нем желание делать что-либо сам и проявлять инициативу в помощи взрослым, можно легкой беседой. Желательно не давить на ребенка.
Для начала, просто подойти и спросить о его возрасте и после ответа показать свое удивление – «о, какой ты оказывается большой! То-то вижу, что ты совсем уже не маленький, а большой и сильный!». Потом дать ребенку несколько подтверждающих слов его уже «большого» возраста. Такие легкие и ненавязчивые беседы с детьми укрепят в них осознание своего возраста и возможность для более активного проявление инициативы и испытать свои возможности своего нового уже «большого» человечка.
После этой беседы, можно несколько раз повторять его уже «большой» возраст и хвалить за мелкую помощь.
На базе частной дошкольной организации развивающего детского сада проведено исследование. Целью, которого является развитие самостоятельности у детей среднего дошкольного возраста. Участие приняли небольшие смешанные группы. Особенностью их психологического анализа состояла в том, что они, будучи в более старшем возрасте, идентифицировали себя как «малышей». Не проявляли инициативу, быстро сдавались в какой-либо деятельности которая не получалась с первой попытки, боялись мух, изредка проявляющих в группе, без утонений не могли выполнить просьбы, не проявляли никакой инициативы в помощи взрослым и оправдывали свою неспособность на простые действия своим маленьким возрастом.
Воспитатели провели с каждым ребенком короткую беседу на тему «взрослости». И стали с гордостью так же называть их уже «большими детьми», а большие дети – они сильные, умные и красивые. Большие дети много умеют – быстро бегают, помогают и далее. Со временем дети стали более активно проявлять себя. В их лексиконе стало чаще проявляться слово «я могу, я попробую, я сделаю».
Убеждение –порою детям сложно выполнить какое-либо простое действие, и эта неудача может повториться, и он может расстроиться. «Ты сможешь, я знаю, ты же умеешь, а ну-ка, покажи, как ты умеешь!» - эти слова действуют на детей волшебным образом. В них появляется уверенность в своих возможностях. И в случае неудачи, мягко помочь, давая ребенку заканчивать самому. Это внесет ребенку уверенность в своих силах. Возможность продемонстрировать взрослым свои возможности – это одна из самых заманчивых мотиваций для детей.
«Радужная птица». Для начала по простой инструкции приделываем крылья и хвост птицы. Цвета у птиц разные и детям самим предоставляется выбирать какого цвета у них будут, голова и торс. Крылья и хвост у всех белый, но после, дети сами раскрашивают птицы так как им хочется. Детям предоставляется полная свобода для реализации своей идеи раскраски. Как мы видим на рисунке 1 – крылья и хвост птицы раскрашены в разных цветах и по разным стилям.
Цель данной игры – дать свободу создавать и решать то, что они желают.
«Спасение друзей».Дети выбирают себе любимую игрушку, потом воспитатель ставит игрушки на финише и в путик ним ставится небольшое препятствие. Для начала, детям предложили пробежаться по сигналу и спасти своего плюшевого друга как можно быстрее. А после, было поставлено небольшое препятствие в виде стены из игрушечных квадратов (для постройки игры дети активно учувствовали, принося сами квадраты, соревнуясь между собою быстротой и количеством принесенный за раз фигур). Дети учились перепрыгивать через них, чтобы добираться до своей цели. Эта игра подсознательно направлена на постановку понимания, и что цель может быть разделена от них препятствием, за которой их ждет награда.
По результатам исследования дети уже воспринимали себя «большими» детьми и проявляли немалую инициативу в помощи взрослым, сами одевались, не пугались при виде насекомых, а лишь проявляли любопытство и уже меньше зависели от поддержки взрослых в элементарных действиях. Таким образом мы считаем, что смогли показать действенность развития самостоятельности путем непринужденных бесед и игр.