Полный текст статьи
Печать

В современной России гражданско-патриотическое воспитание становится приоритетным направлением и задачей, стоящей перед школой.

В настоящее время теряются, к сожалению, многовековые основы российского патриотизма, традиционные ценности жизни. Поэтому в числе важных проблем воспитания  особое место занимают вопросы духовного, гражданского, патриотического, нравственного развития учащихся, поскольку это затрагивает как судьбы подрастающего поколения, так и судьбу всей нашей страны.

Целью гражданско-патриотического воспитания является совершенствование духовно-патриотического развития неслышащих учащихся, формирование модели гражданина-патриота.

Для реализации  плана поставлены следующие задачи:  

- формировать и развивать гражданско-патриотическое сознание и активную нравственную позицию учащихся с нарушениями слуха;  

- создавать реальные возможности и осуществлять целенаправленные усилия для развития патриотических качеств у глухих школьников;

- развивать познавательные интересы, потребности в познании культурно - исторических ценностей страны, региона, города, широко используя традиции Республики Саха(Якутия), города Якутска, нашей школы, повышать культуру межнациональных, этнических отношений;

- применять современные технологии обучения и воспитания.

- развивать словесную речь, развивать остаточный слух и совершенствовать произношение.

Разработанная концепция «Воспитание патриотизма и гражданственности  неслышащих учащихся на уроках истории и во внеурочное время» позволяет   вести работу  на уроках истории, обществознания и во время внеклассных мероприятий. Данная концепция предназначена для учащихся 5-12 классов. 

 По гражданско-патриотическому воспитанию разработаны следующие направления моей концепции по гражданско-патриотическому воспитанию:

-  изучение школьных дисциплин;

- использование государственных символов;

-  проведение традиционных общешкольных мероприятий;

- работа по гражданско-патриотическому воспитанию в связи с памятными датами;

- физкультурно-оздоровительная и военно-спортивная деятельность;

- трудовая деятельность;

- участие в школьных, республиканских и всероссийских мероприятиях;

- школьный музей.

Обучение и воспитание детей с нарушением слуха в школе носит не только образовательный, воспитательный, развивающий, но и коррекционный характер. Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-воспитательного процесса на уроках и внеклассных занятиях. Уроки и внеклассные занятия по истории чаще всего проходят устно, и поэтому основными задачами обучения глухих учащихся являются развитие словесной речи, как универсального средства общения, работа над развитием и совершенствованием произношения, по развитию остаточного слуха учащихся. Коррекционная работа направлена на развитие жизненной компетенции глухого ребенка и поддержку в освоении всего учебного материала. Уроки истории и внеклассная работа проводится с индивидуальными слуховыми аппаратами (ИСА) учеников. Одной  из специальных организационных форм работы над произносительной стороной речи на общеобразовательных уроках и на внеклассных занятиях являются фонетические зарядки. Ведущей формой общения является устная речь и слухо-зрительное восприятие речи учениками. Дактильная форма речи (всегда с сочетании с устной) используется как вспомогательное средство.

Уроки истории и внеклассные занятия по истории способствуют воспитанию гражданственности, патриотизма глухих  учащихся. Повышению эффективности исторического образования способствует использованию разнообразных форм уроков героико-патриотической тематики: интегрированных, проблемных, уроков-характеристик, уроков-размышлений, дискуссий, театрализованных, семинаров, лекций и др.

На уроках использую также технологии диспутов и дебатов. Диспуты, дебаты – это  технологии компетентностно-ориентированного образования. Чаще всего используется мною на уроках обществознания и истории.  Примеры: «Петр I-великий реформатор или тиран», «Иван Грозный - славы достоин или позора?», «Народники – герои или убийцы?»

В направлении «использование государственных символов» была проведена деловая игра «Символы государства Российского», в которой подробно остановились на изучении государственных символов РФ и РС(Я). 

Проведение традиционных общешкольных мероприятий в нашей школе обязательно. Это такие праздники как 1 сентября, День учителя, День матери, День согласия и примирения (4 ноября), 20 ноября (Всемирный день ребенка), День Конституции РФ и т.д.

Активно ведется гражданско-патриотическое воспитание в связи с памятными датами, такими как: 1150-летие российской государственности, 95-летие комсомола, 20-летие конституции РФ, 70-летие Великой Победы в ВОВ и т.д.

В рамках военно-спортивной работы проводятся следующие традиционные мероприятия: «Кросс наций», «Веселые старты», «День защитника Отечества» и «День Победы». Также было проведено внеклассное мероприятие на тему: «Веселые олимпийские игры», приуроченное к олимпийским играм в городе Сочи.

Традиционные субботники по уборке снега и территории школы также способствуют воспитанию патриотизма и гражданственности. Учат детей трудолюбию и бережному отношению к окружающей среде.

2012 год в нашей Республике был объявлен «Годом единения и дружбы народов Республики Саха (Якутия). Совместно учащимися мы организовали экскурсию по памятным местам нашего города. Маршрут экскурсии: 1. Памятник великому землепроходцу Семену Дежневу и его жене Абакаяде Сючю и их сыну Любиму. 2. Памятник (бюст) Иван Ивановичу Крафту. 3. Монументальный комплекс, включающий в себя памятник Петру Бекетову - русскому первопроходцу. Организовали школьную научно-практическую конференцию, посвященную 380-летию вхождения Якутии в состав Российского государства. Было проведено открытое внеклассное занятие по теме «Губернатор Якутской области Иван Иванович Крафт», которое посетил представитель  ЮНЕСКО из г. Москва.

Наши ученики участвовали в общероссийской заочной интернет-олимпиаде среди коррекционных школ «Родник знаний», где шестеро из них заняли первые места. Одна ученица заняла второе место.

В 2014 году на базе нашей школы начал функционировать школьный музей, проект которого разрабатывался и воплощался в жизнь с непосредственным участием учеников нашей школы. В феврале состоялось торжественное открытие школьного музея, были приглашены руководитель музея истории развития образования Ядрихинская З. И. и ветераны нашей школы. Со дня открытия музея стартовала акция «Подари музею», в которой многие принимают активное участие по сей день. В рамках школьного музея были собраны материалы о единственном участнике ВОВ с нашей школы, Шестакове Егоре Алексеевиче для выпуска книги «Поклонимся великим тем годам».

 После всех проведенных мероприятий мы провели исследование особенностей становления гражданско-патриотического воспитания учащихся школы, которые показали следующие результаты. 

В нашей сегодняшней такой непростой жизни, пожалуй, только школа и остается «точкой опоры» для человека. И учитель может дать ученикам не только сумму знаний, но и развить творческие способности, пробудить в детях «чувства доброты», привить глубокую любовь к родной истории.

По итогам проделанной работы мы пришли к следующим выводам: повысился   интерес к историческому и героическому прошлому своей страны, к достижениям культуры и национальных традиций; учащиеся усвоили понятия любви к Родине, как проявления патриотизма, а защиты Отечества, как долг и обязанность патриота; созданы реальные возможности и осуществлены целенаправленные усилия для развития гражданско-патриотических качеств у глухих школьников. В целом вся работа направлена на формирование человека с активной жизненной позицией. Став взрослым, он обязательно найдет свое место в жизни. Результатом работы по теме данной концепции является повышение качества знаний учащихся и интереса к изучении истории.