Принадлежность исходных слов описываемых групп гнезд к разным ЛСГ, различие в характере корреляционных отношений между существительными на -графия, -граф, -логия, -лог, а иногда и объективное отсутствие коррелята на -граф, -лог не могут не влиять на структурные особенности гнезда, механизм порождения слов в нем, а значит, и на саму систему производных. Все это делает целесообразным характеристику производных в рамках каждой отдельной группы гнезд.
К числу регулярных производных в СГ существительных на -графия – названий наук относятся слова на -граф – названия лиц по профессиональному признаку, прилагательные на -ический со значением "относящийся к тому, что названо производящим словом" и многокомпонентные сложения на -графия – названия разделов, отраслей наук.
Прилагательные на -ический и слова на -граф образуют тот минимальный набор производных, который является базовым для любого гнезда данной ЛСГ. Эти производные формируют СГ элементарного типа. Структурный же тип гнезд существительных на -графия – названий наук, включающих лишь одно производное – прилагательное на -ический, следует рассматривать как подтип СГ элементарной структуры, ибо отсутствие в нем коррелята на -граф объясняется не неспособностью исходного слова иметь такое производное, а лишь нереализацией данной словообразовательной потенции. Прилагательные на -ический и существительные на -граф – это "спутники" слова на -графия – названия науки. Его появление в тексте всегда сопровождается появлением и этих производных. Ср.: "В том "География" вошли статьи, написанные ведущими специалистами – географами и экологами – из различных институтов. В отличие от большинства подобных книг здесь рассказано не только об истории географических открытий, но и о разных компонентах природной среды... Многие статьи посвящены темам, которыми география занялась совсем недавно. О географии религии, географии Зазеркалья и многом другом вы прочтете в это томе"; "Этнография есть одна из исторических наук, стоящая рядом с гражданской историей, археологией, с историей хозяйства и культуры. Доводя изучение исторического процесса до современности, историк уже непосредственно вторгается в эту область, пользуясь прямыми этнографическими наблюдениями и порой сам превращаясь в заправского этнографа... С археологией связь этнографии не менее тесная. Археолог добывает и изучает вещественные памятники на территории, населенной сейчас тем или иным народом. Так как многие предметы, добываемые археологическими раскопками, сохранились лишь частично, то для того, чтобы судить, как предмет выглядел, для чего употреблялся, археолог должен привлечь этнографические параллели, обратиться к археологическим памятникам жизни прежнего населения" [1, 41]. Такая прочная функционально-семантическая связь данных слов находит отражение и в лексикографических источниках: рядом помещаются все три слова.
К числу регулярных образований в СГ существительных на -логия, так же, как и в СГ существительных на -графия соответствующей ЛСГ, относятся слова на -лог – названия специалистов, прилагательные на -ический и многокомпонентные образования на -логия – названия разделов наук. Эти производные являются базовыми, обязательными компонентами, формирующими СГ элементарной структуры. Их базовое значение подтверждается, с одной стороны, тем, что они регулярно образуются и на других ступенях словообразования в связи с появлением в СГ нового существительного на -логия, и каждый раз возникает как бы микромодель гнезда, которая развивается по той же схеме, но с меньшей степенью интенсивности. С другой – тем, что они обеспечивают работу механизма СГ в целом. Каждый из них выполняет определенную роль в гнезде. Так, существительные на -лог системой своих производных отражают специализацию данной науки, существительные на -логия – ее отраслевое развитие, а прилагательные на -ический – ее интегративно-дифференциальные отношения, направления развития, аспекты. Являясь наследником и проводником семантических, функциональных и словообразовательных потенций исходного слова, прилагательное на -ический системой своих дериватов формирует парадигму, которая в СГ существительных на -логия является генерирующим узлом (в большинстве случаев она бывает качественно и количественно более полной, чем другие, даже СГ исходного слова).
Активной зоной проявления словообразовательных возможностей
слов на -лог является вторая ступень. Производные существительных на
-лог представляют собой сложные слова, образованные, как правило,
способом чистого сложения с соединительным гласным или без него, реже – путем усечения первого компонента со значением лица. Например:
антрополог(ия) геолог(ия)
антрополог геолог
антрополог-скульптор геолог-изыскатель
антрополог-африканист геолог-исследователь
антрополог-дилетант геолог-съемщик
антрополог-эволюционист техник-геолог
антрополог-славист студент-геолог
ученый-геолог
…. ….
Эти сложения образуют открытые ряды образований, активно пополняемые новообразованиями. Уровень словообразовательной активности слов на -лог и, соответственно, лексическое наполнение ряда зависимостей от экстралингвистических условий – особенностей развития науки. Иногда снижение порождающей активности слова на -лог обусловлено тем, что инициатива в образовании названий специалистов переходит в парадигму существительных на -логия, где они возникают как корреляты существительного – названия нового раздела науки. Нередко это создает условия для возникновения новой зоны проявления множественности мотивации сложных существительных – названий лиц.
Как правило, парадигма существительных на -лог обеспечивает развитие гнезда вширь, по вертикали, усложняя его не столько качественно, сколько количественно. В правильных терминологических гнездах система производных этого слова бывает представлена только сложными словами. Появление же стилистически маркированных слов типа геолог-ин-я, филолог-ичк-а, а также индивидуально-авторских образований несет информацию об актуализированности исходного слова гнезда, его освоенности (ассимилированности) литературным языком.
Существительные на -логия образуются преимущественно на первой ступени словообразования и тоже создают открытые ряды образований, обеспечивая преимущественно парадигматическое развитие гнезда. Однако сами многокомпонентные образования дают систему производных на второй ступени, обеспечивая синтагматическое развитие. Существительные на -логия в большинстве случаев представляют собой сложения с первым связанным компонентом, например: гео/криология – "наука о зонах холода и льда на Земле"; крио/биология – "раздел биологии, изучающий действие на организмы низких и сверхнизких температур"; хрон-о-физиология – "наука о жизненных функциях, отправлениях живого организма, обусловленных биологическими ритмами [хроно...(время)+физиология]"; геронто/ косметология – "раздел косметологии, основанный на изучении признаков и причин старения человеческого организма [геронто... (относящийся к старению организма) + косметология]"; дерм-о-косметология – "раздел косметологии, изучающий способы лечения кожи [дерм - (<гр. derma-кожа) + косметология]" и др. Реже первым компонентом существительных на -логия являются свободные основы, участвующие в образовании слова в полном или усеченном виде, например: мембран-о-логия – "направление в биологии, изучающее свойства мембраны" (СМ-81); гено/косметология [ген(етическая)-о-косметология] – "раздел косметологии, основанный на изучении внешних признаков наследственности" (СМ-78).
В исключительно редких случаях существительные на -логия образуются префиксальным способом. Появление префиксального прилагательного на -логия также служит свидетельством отклонения от правильных структурных черт гнезда, ибо они представляют собой стилистически маркированные образования или образования индивидуально-авторского характера. Ср.: <сверх-филология>.
Зоной активного проявления словообразовательных возможностей прилагательного на -ический является вторая ступень. Парадигма этого прилагательного представляет собой сложный динамический механизм, структурное и лексическое наполнение которого регулируется сложным взаимодействием семантических и экстралингвистических факторов. Регулярными производными в парадигме прилагательного на -ическийявляются наречия на -и и сложные прилагательные, представляющие собой чистые сложения, образованные с помощью соединительного гласного или без него, например:
расов-о-антропологический [расов(ый)-о-атропологический]
курортн-о-бальнеологический
общ-е-биологический
географ-о-гидрологический
….
Первая основа в этих образованиях бывает представлена в усеченном виде:
медик-о-биологический [медиц(инский)-о-биологический]
историк-о-археологический [историч(еский)-о-археологический]
физик-о-антропологический [физич(еский)-о-антропологический]
ботаник-о-геологический [ботанич(еский)-о-геологический]
Реже в парадигму прилагательного на -ический включаются сложные существительные:
бальнео/процедуры [бальнео(логические) процедуры]
био/масса [био(логическая) масса]
био/адаптация [био(логическая) адаптация] и др.
Появление сложных существительных отмечается в гнездах, исходные которых являются полисемантами и свидетельствуют об активизации второго или третьего значения в их семантической структуре. У моносемантичных исходных появление сложных существительных информирует о расширении сфер практического применения той области знания, названием которой служат слова на -логия. Приставочные образования индивидуально-авторского характера свидетельствуют о детерминологизации значения исходного слова вследствие высокой степени освоенности его языком.
Дальнейшее развитие гнезда на второй и третьей ступенях образования обеспечивается за счет словообразовательной активности сложных образований, которые дают суффиксальные существительные с суффиксами -ов/ев, -атор, -ист, прилагательные с суффиксами -ическ, -ичн, -ск-, -н, -альн, а иногда и глаголы с суффиксом -ирова.
К числу нерегулярных образований СГ существительных на -логияотносятся существительные на -изм, -ист, прилагательные на -ичн, глаголы на -ирова, -изирова-, -из/аци- (в случаях чересступенчатого образования). Эти производные образуются, как правило, в гнездах с исходными-полисемантами на базе первого, реже – третьего (СГ психология) значений.