Полный текст статьи
Печать

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку занимает важное место в национальной системе поиска и выявления филологически одаренных детей. На своем пути к вершине олимпа, от школьного до заключительного этапа, эти дети нуждаются в поддержке и дополнительной подготовке, направленной на расширение их лингвокультурологического кругозора и углубление филологических знаний.

Школьный этап олимпиады по русскому языку отличается своей массовостью: ежегодно в Чувашской Республике более двадцати тысяч обучающихся 411 классов принимают в нем участие. За последние три года следует отметить не только количественный, но и качественный рост участников.

 Для справки: в 2014–2015 учебном году в школьном этапе олимпиады по русскому языку в Чувашской Республике приняли участие 21523 обучающихся, 6009 из них стали победителями и призерами (27,9% от общего количества участников); в 2015–2016 учебном году – 22041 обучающихся, 6084 из них – победители и призеры (27,6% от общего количества участников); в 2016–2017 учебном году – 21141 обучающихся, 6332 из них – победители и призеры (30% от общего количества участников).

Если на школьном уровне подготовкой участников занимаются школьные учителя, то уже на муниципальном уровне к работе по подготовке школьников к последующим этапам олимпиады привлекаются представители научного сообщества. По инициативе преподавателей кафедры русского языка ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» в 2009 году был проведен  круглый стол «Олимпийские победы…». Цель – обсуждение перспектив развития олимпиадного движения в Чувашской Республике (русский язык) и консолидация научных сил вузов и школ республики по углубленной подготовке школьников к участию в олимпиадах республиканского, всероссийского и международного уровней. В результате дискуссии было принято решение о создании при кафедре русского языка «Школы юного филолога», которая позже трансформировалась в «Центр элитарного филологического образования», ставший подразделением факультета русской филологии ЧГПУ им. И. Я. Яковлева по осуществлению научных, исследовательских и творческих проектов  с целью оказания дополнительных образовательных услуг особо одаренным  учащимся школ города и республики и расширению их лингвокультурологического пространства. Актуальные аспекты деятельности Центра:

системно-аналитический подход к формированию языковых, речевых, коммуникативных компетенций;

  создание культурно-исторического контекста для изучения языковых и литературных процессов;

  обеспечение реализации творческих способностей школьников (участие в  олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях различного формата);

  овладение интеллектуальными методиками и практиками культурной рефлексии и др.

В течение учебного года с детьми работают преподаватели кафедры русского языка, в том числе члены региональной предметно-методической комиссии и члены жюри регионального этапа всероссийской олимпиады школьников. На занятиях используются разнообразные формы работы, основанные на инновационных технологиях (проектирование, кейс-технологии, интерактивные методы и т.д.), что в общей системе подготовки способствует развитию языкового чутья и обретению школьниками конкретных знаний.

«Центр элитарного филологического образования» прочно вошел в общереспубликанскую систему подготовки «олимпиадников» и успешно работает с одаренными школьниками столицы и республики, о чем говорят статистические данные.

Для справки: в 2015–2016 учебном году в муниципальном этапе олимпиады по русскому языку в Чувашской Республике приняли участие 2888 обучающихся, 379 из них стали победителями и призёрами (13,1% от общего количества участников), в 2016–2017 учебном году – 2621 обучающихся, 392 из них – победители и призеры (14,9%). В региональном этапе олимпиады по русскому языку в Чувашской Республике в 2014–2015 учебном году приняли участие 127 обучающихся, 31 из них были признаны победителями и призерами (24,4% от общего количества участников); 2015–2016 учебном году – 103 обучающихся, 18 из них победители и призеры (17,5%); в 2016–2017 учебном году – 101 обучающихся, 25 из них победители и призеры (24,8%).

Следующей ступенью в системе подготовки школьников является Республиканская многопредметная очно-заочная школа для одаренных детей «Индиго», организованная региональным координатором всероссийской олимпиады школьников ГАУ Чувашской Республики «Центр внешкольной работы «Эткер» Минобразования Чувашии. В очно-заочную школу «Индиго» приглашаются «избранные» дети – победители и призёры регионального этапа олимпиады предыдущего учебного года (1011 классы), а также школьники, проявившие себя на муниципальном этапе и других лингвистических состязаниях (9 классы). Подготовка учеников основана на очно-заочном обучении, и одаренные дети из разных районов  Чувашской Республики могут общаться с преподавателями дистанционно. Очное и заочное общение позволяет обеим сторонам выбрать удобное время для обучения, а также форму работы. Благодаря этому обеспечивается индивидуальный подход к обучению, укрепляются связи учеников и наставников. К проведению занятий в очно-заочной школе привлечены преподаватели кафедры русского языка ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им И. Я. Яковлева». Кураторами учебных групп являются члены региональной предметно-методической комиссии по русскому языку.

Для справки: количество обучающихся очно-заочной школы «Индиго» по русскому языку в 2014–2015 учебном году – 29 чел., 8 из них (27,6%) заняли призовые места на региональном этапе (из 30 победителей и призеров, что составило 26,6%); в 2015–2016 учебном году – 30 чел., 9 из них (30%) заняли призовые места на региональном этапе (из 18 победителей и призеров, что составило 50%); в 2016–2017 учебном году – 38 чел., 17 из них (44,7%) заняли призовые места на региональном этапе (из 25 победителей и призеров, что составило 68%).

Таким образом, подготовка обучающихся к всероссийской олимпиаде школьников в Чувашской Республике основана на принципе непрерывности процесса «взращивания» филологически одаренных детей в течение всего учебного года и является результативной на протяжении всех этапов олимпиады.

Подготовка учащихся к результативному участию в форматных предметных олимпиадах требует организации их обучения по расширенным программам, основной задачей которых является углубление теоретических знаний, полученных в школьном курсе русского языка, выработка системного видения языка и лингвистики как науки,  освоение системы общих лингвистических понятий, обучение приемам различных видов грамматического  анализа, а также расширение сферы развития их интеллектуального потенциала и  филологического образования в целом.

Что касается непосредственно языковой подготовки, то она должна строиться исключительно на основе системного подхода к анализу языковых фактов, к пониманию языка как системы единства однородных взаимообусловленных и противопоставленных  элементов. Недостаточная степень сформированности  представлений о языковой системе и навыков анализа речевых явлений, как правило, делает ответы участников олимпиад неполными, неточными, беспомощными и бездоказательными. Между тем, именно аргументированность ответа с опорой на системное представление о языке способствует получению максимального балла, что весьма существенно для такого вида состязаний, как олимпиада. Подтверждением чего могут служить следующие примеры.

Задание. Образуйте все возможные формы от приведенных ниже слов, определите количество этих форм, и, если оно разное, обоснуйте почему:   свежесть, молоко, стул, войско.

Выполняя это задание, ученик несомненно определит, что все слова являются существительными. Эмпирически (буквально образуя все формы каждого слова) установит их разное количество, но обосновать этот факт, скорее всего, не сумеет. Будут догадки, предположения, но не будет доказательства. А ответ прост. Все слова являются именами существительными, но разных разрядов: свежестьотвлеченное (не изменяется по числам, имеет только форму ед. ч.; не подлежит счету – 6 форм); молоко – вещественное (не изменяется по числам, имеет только форму ед. ч.; не подлежит счету, но способно сочетаться с неопределенно-количественными словами – 6 форм); стул – конкретное (изменяется по числам; подлежит счету, способно  сочетаться с неопределенно-количественными словами – 12 форм); войско – конкретное (изменяется  по числам, полежит счету,  способно сочетаться с неопределенно-количественными словами – 12 форм). Разница в количестве форм данных существительных объясняется их принадлежностью к разным лексико-грамматическим разрядам.

Настоящее задание не относится к числу сложных. Однако дать  глубокий обоснованный ответ на него ученику мешает отсутствие  знаний о наличии у частей речи лексико-грамматических разрядов и грамматических категорий, об их соотношении; о понятии парадигмы (полной, неполной, ущербной) и о том, что граница между лексико-грамматическими разрядами у существительных у имен существительных  определяется прежде всего грамматическим критерием, а именно – способностью изменяться по числам, считаемостью, не  семантическим. Так, слово войско относится не к собирательным существительным, хотя имеет значение «совокупность однородных предметов…», а к конкретным именно на основе грамматического критерия – способности изменяться по числам, подлежать счету и т.д.  Информация об ЛГР  и их дифференциальных признаках чрезвычайно важна в учебном процессе и для нормативной грамотности. Ср. По их поступкам и образам мыслей можно судить. Ошибка в данной  конструкции вызвана неоправданным употреблением формы мн. ч. у отвлеченного существительного в рамках устойчивого сочетания.

Именно такой системный подход к изучению и анализу языковых фактов положен в основу Рабочей программы по русскому языку, подготовленной для работы с одаренными детьми в очно-заочной школе «Индиго».