Полный текст статьи
Печать

Проблема успеваемости учащихся рассматривается с позиции, как педагогики, так и психологии. Так как результативность учебной деятельности это не только успешность и неуспешность школьника, но показатель мотивации к учебной деятельности. Рассмотрим трактование понятий успеваемость и неуспеваемость. Успеваемость - является результатом обучения. Это  степень успешности занятий учащихся, усвоения ими совокупности знаний, навыков и умений, теоретических знаний по учебным предметам. Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором школьник  не овладевает на удовлетворительном уровне  за отведенное время знаниями, предусмотренными учебной программой [3].

Классный руководитель часто сталкивается с жалобами педагогов-предметников и родителей на «резкое»,  «внезапное» снижение успеваемости у подростков без видимых причин. Обычно родители говорят примерно одни и те же слова: «Последнее время стал плохо учиться, ничего не делает, может сидеть над уроками часами, тупо глядя в потолок» или: «Мальчик умный, всегда учился хорошо, а последнее время вообще перестал учиться». Когда есть видимая причина – например, перешел в новый класс (школу), серьезно поссорился с одноклассниками, влюбился, появились новые друзья, увлечение и т.д., то родители и учителя, прежде всего, заявляют именно об этой проблеме, которая их волнует. Тогда вопрос по поводу снижения успеваемости становится вторичным, так как всем понятна причина (или кажется понятной). В рассматриваемом же нами случае, именно само снижение успеваемости вызывает недоумение и тревогу. К сожалению, не видя объективных причин, и родители, и учителя не торопятся обращаться за помощью к школьному психологу, надеясь, что это снижение временное и «само пройдет». Иногда, действительно, так бывает, дети часто учатся неравномерно, и могут снизить успеваемость и без особых серьезных  на то причин, но не по всем предметам сразу и не за короткий промежуток времени. Такая особенность наблюдается в подростковом возрасте – незначительное снижение успеваемости [1].

Проблема учения, учебных достижений, успеваемости является чрезвычайно важной в подростковом возрасте. Снижение успеваемости, часто наблюдаемое в средних классах школы, порождено самыми различными причинами - от незначительных пробелов в знаниях, вызванных пропуском занятий, или снижения работоспособности, связанного с возрастной перестройкой организма и носящего временный характер, до дебюта серьезных психических заболеваний. Нами был проведен анализ причин неуспеваемости и был получен следующий результат:

-  социальные причины;

- наследственный фактор;

- заболевания, приводящие к выключению из учебного процесса.

Социальные причины:

- социальная среда, в которой воспитывается ученик;

- низкий уровень жизни родителей;

- тяжёлая социально-психологическая обстановка в школе, классе, негативное отношение со стороны учителей.

        Причины наследственного фактора:

- неблагоприятная наследственность;

- медлительность в силу индивидуально-типологических особенностей личности;

- нестандартность; в эту группу могут попасть и вундеркинды, которые по разным причинам выпадают из процесса обучения

- врождённая неспособность к умственному труду [2].

      Заболевания, приводящие к выключению из учебного процесса:

- отставание в развитии от своих сверстников в силу соматических заболеваний;

- слабое здоровье (группа ЧБД - часто болеющие дети).

       Проведенный мониторинг успеваемости учащихся 2-11 классов (113 учеников) за 2014-2016 учебные года по предмету «Иностранный язык» дал следующие результаты:

- 26 учеников из многодетной семьи

- 3 ученика из семьи в ТЖС (трудной жизненной ситуации)

- 12 учеников с ОВЗ VII и VIII  вида.

- 8 учащихся с ОВЗ разных этиологией.

В нашей школе разработаны индивидуальные траектории обучения и воспитания учащихся с ОВЗ на основе программы кандидата педагогических наук Кычкиной А.А. по работе с отстающими и одаренными  детьми. 

  Мониторинг качества знаний обучающихся с 2 по 11 кл. по английскому языку за 2014 – 2015 учебный год

 

Средние показатели  успеваемости - 100% и качества знаний  обучающихся по предмету – 49,9%. 

Мониторинг качества знаний обучающихся с 2 по 11 кл. по английскому языку за 2015-2016 учебный год  

 

Средние показатели  успеваемости - 100% и качества знаний  обучающихся по предмету – 51,1 %.

Педагогические наблюдения и анализ результатов обучения показало, что за 2014-2015 учебный год 7 и 10 классы показали низкую успеваемость по предмету английского языка. В этих классах обучались дети из семей в ТЖС и дети с ОВЗ 8-го вида и успеваемость данных классов как показано на диаграмме очень низкая.

Таким образом, за 2015-2016 учебный период эти же классы показали хорошие показатели т.к. за целый год мы проводили индивидуальные беседы и составили индивидуальный план работы с отстающими детьми. Так же проводились индивидуальные работы с родителями детей. Опыт индивидуальной работы дал положительную динамику, что отразилось на повышении качества успеваемости. Проведенный мониторинг показал, что каждый педагог может повысить качество успеваемости учащихся.