Полный текст статьи
Печать

Современное развитие государства и общества во многом основано на представлениях о значимости воспитания на каждом этапе жизнедеятельности человека. В частности это отражено в утвержденной новой «Стратегии развития воспитания на период до 2025 года» [1]. Цель программы - поддержка семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов. В частности, предусматриваются меры по совершенствованию системы правовой и судебной защиты интересов семьи и детей на основе приоритетного права родителей на воспитание детей. Учитывается необходимость повышения престижа профессий, связанных с воспитанием детей, по подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников. Предусматривается формирование системы организации научных исследований в области воспитания и социализации детей.

Поддержка семейного воспитания включает содействие укреплению семьи и защиту приоритетного права родителей на воспитание детей перед всеми иными лицами; повышение социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства, многодетности, в том числе среди приемных родителей; содействие развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей; популяризацию лучшего опыта воспитания детей в семьях [2].

Развитие личности в дошкольном возрасте является объектом исследования психологии достаточно давно, однако при изменении характеристик социума, изменении поколений меняется и динамика развития дошкольника. На нее оказывают влияние новые комплексы факторов, которые зачастую изучаются уже после их внедрения в жизнь дошкольника.

Семья остается для ребенка неизменно жизненно важным основанием развития. Именно отношения с родителями и родственниками являются эмоциональной средой для личностного развития ребенка, как в эмоциональном, так и в когнитивном плане.

Семья и ее образ осознанно и неосознанно хранится у человека в памяти и зачастую влияет на разные стороны жизни [3,4]. Образ мира для ребенка начинает формироваться с образа семьи - это определяет значимость того образа семьи, который первоначально формируется у ребенка.

Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин отмечали, что возрастной период дошкольного детства характеризуется многообразием и активным развитием игровой деятельности, которая является ведущим видом деятельности дошкольника - именно в этой деятельности происходит наиболее активное развитие новообразований личности [5,6]. Образ семьи зачастую не прямо связан с реальными условиями семейной жизни, скорее он обусловлен восприятием и интерпретацией этих условий. Есть данные о различиях образа семьи в семьях разных типов у детей разных возрастов [7].

Влияние образа семьи - образа значимого для ребенка социального окружения -существенным образом влияет на развитие личности дошкольника. Оценка ситуации в семье взрослыми как благоприятной или неблагоприятной может не коррелировать с восприятием ее ребенком.

Анализируя образ в контексте сферы сознания, А. Н. Леонтьев пишет, что образ строится на базе чувств, которые проникают в сферу сознания, трансформируются, приобретая новые характеристики; он выделяет в качестве основной характеристики образа его активную, деятельностную функцию [8].

Можно отметить, обобщая, что образ - многомерное психологическое образование. Развитие мышления дошкольника находится на стадии наглядно-образного мышления, то есть в опоре на зрительные представления. В сознании дошкольника репрезентируется в обобщенном виде категория образа, она:

1) строится на базе эмоционально-чувственной сферы личности;

2) имеет деятельностную функцию, отражается в наглядных образах.

Целью работы было исследование образа семьи у детей старшего дошкольного возраста из семей разного типа (полная/неполная семья). Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что у дошкольников с разным типом семьи образ семьи имеет различия.

Дошкольный возраст исследователи называют периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности, периодом интенсивной ориентации в них. В игре дошкольника складываются и эффективно осваиваются главнейшие новообразования дошкольного возраста: воображение, образное мышление, самосознание и другие.

Семейная атмосфера, установки, ценности и взаимоотношения в семье являются чрезвычайно важным фактором развития личности. Именно в семье дети учатся нормам отношений и воспринимают их культуру через своих родителей.
Значительное место в жизни дошкольников занимает их общение со сверстниками. В дошкольном возрасте впервые социальное внимание детей начинает планомерно переключаться с взрослого на сверстника, интерес к общению со сверстниками существеннейшим образом увеличивается.

В качестве основной характеристики образа выделяется его активная, деятельностная функция: образы не только отражают прошлый опыт, но и сами формируют, строят будущее.

Исследователями обнаружена неосознаваемая тенденция повторять модель отношений своих родителей в собственной семье [9]. Актуальный «образ семьи» у ребенка соответствует актуальному и ретроспективному «образу семьи» у родителей.

В качестве места проведения эмпирического исследования выступило МБОУ ЗСОШ д/с «Ромашка» Верхнеколымского района п. Зырянка. Изучался образ семьи у детей старшего дошкольного возраста из старших групп. Были выбраны дети из двух типов семей: полной и неполной.

Изучение образа семьи в контексте возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста подразумевало использование методов, не только связанных с получением результатов, самое главное - оно должно соответствовать возрастным особенностям дошкольника.

Работа строилась на основе следующих теоретических положений. Семья - это система, в которой существуют многообразные взаимодействия и взаимоотношения, причем не только между родителями и детьми, но и в более широком контексте. Семейные отношения и то, как их воспринимает ребенок, формирует его эмоциональную жизнь, это является важным для становления положительного образа семьи.

Старший дошкольный возраст (5-7 лет) характеризуется зависимостью ребенка от взрослого. Личностные качества родителей становятся достоянием детей. Был обоснован план эмпирического исследования, который включал проективные методы и методы включенного наблюдения. Изучалась семейная ситуация детей 4-6 лет из детского сада. Анализ документов детей и данные, полученные от воспитателей группы, позволили подобрать равные группы.

Все методики проводились на большем числе респондентов-дошкольников, но в целях исследования анализировались лишь результаты двух групп, семейная ситуация, тип семьи которых был определенным (полная/неполная семья). В первую группу А вошли дошкольники из полных семей - 10 человек. Вторую группу Б составили дошкольники из неполных семей.

Обоснование выбора методов исследования было связано с наибольшей актуальностью в качестве психодиагностических методов дошкольников проективных методов и методик, а также метода наблюдения.
Мы провели со всеми детьми из исследуемых групп (20 человек) психодиагностическое исследование с помощью трех методик:

- проективная методика «Рисунок семьи»;

- проективная методика О. К. Ореховой «Домики»;

- метод включенного наблюдения относительно уровня сформированное игровой деятельности в игре «Семья» на основе подходов Е. О. Смирновой [10].

Исследование было проведено на занятиях в группах послеобеденное время. Для обработки полученных результатов были выделены 5 критериев, по которым анализировался каждый рисунок, а именно:

1. Полнота изображения семьи.

2. Наличие изображения самого ребенка.

3. Эмоциональные связи (кто рядом/далеко; кто очень большой (значимый), кто совсем маленький, кто выделен цветом).

4. Сформированность полоролевой идентичности.

5. Сформированность графического навыка.

Рассмотрим рисунки по первому критерию - полнота изображения семьи.
У 15 респондентов на рисунках изображена полная семья, есть мама, папа и изображен сам ребенок. А у 5 респондентов изображены неполные семьи, у всех 5 детей отсутствует изображение отца, что может говорить о вытеснении отца из «образа семьи».

Рассмотрим рисунки по второму критерию - наличие изображения самого ребенка. По данному критерию мы можем выделить только одного респондента под № 17. Это может говорить о том, что у ребенка отсутствует ощущение своей семьи как естественной устойчивой единицы.

Рассмотрение рисунков по третьему критерию - эмоциональные связи - позволило разделить критерий на несколько индикаторов:

 1) выделен цветом; 2) очень большая фигура (значимая); 3) совсем маленький; 4) кто рядом/далеко.

По первому индикатору «выделен цветом» мы интерпретировали цвет с позиции, что все, что любимо и нравится ребенку, рисуется им в теплых тонах или ярких цветах. Обычно тот, кто нравится ребенку, наряжен им в особый праздничный наряд. У семи респондентов в ярких одеждах изображена мама, что может говорить о теплых с ней отношениях. Лишь у одного респондента в теплых тонах изображена бабушка, что может говорить о близких и доверительных с ней отношениях.

По второму индикатору «очень большая фигура (значимая) - мы выделили рисунки двух респондентов. У респондента № 15 большой (значимой) для ребенка фигурой выступает папа, это может говорить о близких и доверительных отношениях с этим членом семьи. Так как данный респондент мужского пола, это также может говорить и о наличии половой идентификации. У респондента № 2 в качестве значимой фигуры выступила мама.

По третьему индикатору «совсем маленький размер героя рисунка» выделены шесть респондентов. У данных респондентов фигуры их самих нарисованы меньше всех остальных фигур, что может говорить о принятии ребенком авторитета родителей.

По четвертому индикатору «кто рядом/далеко» можно выделить сильные эмоциональные связи ребенка с отдельными членами семьи. Как правило, хорошие эмоциональные отношения с человеком сопровождаются позитивной концентрацией на его рисовании. Так, например у шести респондентов мы интерпретировали явную сильную эмоциональную связь с мамой, так как у них у всех на рисунках мама изображена рядом с ними. У двух респондентов их фигура нарисована рядом папой. У пяти респондентов их фигуры расположены между фигурами отца и матери. У трех респондентов их фигуры нарисованы рядом с сестрой или братом. И у двух респондентов их фигуры нарисованы отдельно от всех фигур. Мы можем интерпретировать это так: отдаляя себя от всех остальных фигур, ребенок считает себя лишним и ненужным в доме.

Таким образом, основываясь на теории «образа семьи» и возрастных особенностях детей старшего дошкольного возраста, мы можем сделать выводы о том, что у большей части респондентов образ семьи полный, хорошие эмоциональные связи внутри семей, полоролевая идентичность выявлена у меньшей части респондентов, графический навык сформирован у семи респондентов из 20.

Анализ образа семьи у каждого испытуемого с помощью проективной методики «Рисунок семьи» показал, что полнота изображения семьи отражена у 15 из всей выборки, из тех, кто нарисовал неполый состав семьи, двое из группы А, трое из группы Б.

Использование статистического критерия U-Манна - Уитни показало, что уровень полноты отражения семьи в рисунке семьи группы дошкольников из группы Б достоверно не отличается от соответствующего уровня группы А.

Таким образом, первоначальная гипотеза о сравнительно более высоком уровне полноты представленности образа семьи по результатам применения методики «Рисунок семьи» на нашей эмпирической выборке не подтвердилась.

Различия в образе семьи у исследованных групп детей из полных и неполных семей отмечаются только на уровне тенденции. Достоверных различий в полноте образа семьи не обнаружено.

В качестве второй методики диагностики была взята проективная методика «Домики», разработанная О. А. Ореховой [11]. Методической основой методики является цветоассоциативный эксперимент. Методика «Домики» позволяет провести диагностику: степени дифференцированности/обобщённости эмоциональной сферы; шкалы духовных ценностей; деятельностных ориентаций, в том числе уровня сформированное™ эстетических и познавательных потребностей; предпочтений видов деятельности (методика является первой профессиограммой детей дошкольного возраста); личностных отношений и вариантов личностного развития. Процедура тестирования напоминает занимательную игру и состоит из трех заданий: ранжирование шести цветов по степени предпочтения каждого цвета, подбор подходящего цвета к эмоциональной категории, подключение цветоассоциативного ряда эмоций ребенка к различным видам деятельности. Детям предлагается раскрашивать цветными мелками домики, «жильцы» которых - эмоции, и с помощью цвета ребенок определяет своё отношение к ним.

Методика включает в себя 2 задания:

1. Раскрашивание цветовой дорожки, начиная с самого привлекательного цвета и заканчивая самым непривлекательным.

2. Раскрашивание домиков, в которых живут человеческие чувства, где ребенку требуется подобрать каждому чувству свой цвет.

Предлагаются эмоции позитивного характера: счастье, справедливость, дружба, доброта, восхищение. Также эмоции негативного характера: горе, обида, ссора, злоба, скука.

У дошкольников из группы Б уровень позитивных эмоций оказался достоверно ниже, чем у детей из группы А, что подтвердило различие в эмоциональной сфере детей из групп А и Б. Дети из группы Б (неполная семья) показали большее число негативных и меньшее число позитивных эмоций. Различия с помощью критерия Манна - Уитни показали также достоверность различий числа негативных эмоциональных проявлений у детей из неполных семей.

Третьим видом диагностики стало использование метода наблюдения за сюжетно-ролевой игрой «Семья», предложенной воспитателем группы.

Оказалось, что сформированность игровой деятельности у дошкольников находится на низком уровне в обеих группах. Различий в освоенности игровой деятельности в группах А и Б не обнаружено. Исследование поводилось по методике диагностики уровня игровой деятельности, предложенной Е. О. Смирновой. Она стала основой для используемого метода наблюдения [12].

В соответствии с разработанными шестью уровнями и соответствующими индикаторами проведено наблюдение за дошкольниками в ситуации предложения им «поиграть в семью».

На основании суммарных данных по всем параметрам делался вывод об уровне развития игры ребенка.

Индикаторы развитости игры: способ реализации игровой роли; игровые действия; партнер в игре; предметный материал игры; организация игрового пространства; сюжет.

По результатам анализа уровня сформированное игровой деятельности был сделан вывод: общий уровень игровой деятельности у детей достаточно низок. Из 20 дошкольников лишь у двух (10%) сформирован высокий уровень игры; у 11 - низкий уровень (55%); и у семи (35%) - средний уровень.

Таким образом, гипотеза о том, что у дошкольников с разным типом семьи образ семьи имеет различия, на нашей выборке подтвердилась лишь на уровне тенденции.

Результаты, полученные с помощью методики «Рисунок семьи», показали некоторые различия, которые в итоге не достигли уровня статистической значимости. Анализ развитости игры на примере игры «Семья» не показал достоверности различий у детей из разных групп.

Показатели, полученные с помощью проективной методики «Домики», оказались различными в группах детей из семей разных типов на статистическом уровне: у дошкольников из неполных семей отмечено меньше эмоций позитивного и больше негативного характера.

Образ семьи у детей старшего дошкольного возраста имеет динамичный характер, показатели которого зависят от уровня когнитивного развития ребенка, от личностных особенностей и отношений в семье и многих других факторов, которые нуждаются в отдельном изучении.