Полный текст статьи
Печать

Защита и поддержание определенного безопасного состояния человека от воздействия многих неблагоприятных факторов в быстро меняющемся и все более сложном мире сегодня является одной из наиболее острых проблем на сегодняшний день. Психологическая безопасность как состояние сохранения психики предполагает поддержание определенного баланса между негативными воздействиями на человека, окружающего его среду и его стабильность, способность преодолевать такое воздействие собственными силами или с использованием защитных факторов окружающей среды. Психологическая безопасность личности и окружающей среды неразделимы и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования человека во взаимодействии с окружающей средой.

Образовательная среда является частью жизненной среды человека, а психологическая безопасность является одной из ее психологических характеристик, которая становится серьезной проблемой из-за роста психологического насилия во взаимодействии учащихся, учителей, родителей и администрации школы, что подтверждается данными различных исследований (И. А. Баева, Т. С. Кабаченко и др.). В то же время школа и университет являются одним из наиболее широко представленных социальных институтов в обществе, непосредственно вовлеченных в этот процесс, который может построить свою систему безопасности на основе общей теории национальной безопасности. И, наконец, без психологической безопасности невозможно нормально развиваться человек, социальная организация, общество, экономика, особенно государство, - все это определяет актуальность темы этой исследовательской работы. Проблема взаимодействия человека с окружающей действительностью имеет давние традиции в психологических исследованиях. Большое количество публикаций было посвящено этой теме (Б. Г. Ананьев, М. М. Бахтин, Л. С. Выготский,  А.Н. Леонтьев, В. Н. Панферов, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков и др.)

Вопросы моделирования и проектирования образовательной среды, в которой личность востребована и свободно функционирует, а ее участники чувствуют себя в безопасности и удовлетворении основных потребностей, были заняты Я.А. Коменский, И.A. Баевa, M.Р. Битяновa, Н.В. Груздевa, Г.A. Мкыртчан, В.И. Панов и другие.

Значительный вклад в понимание психологии образовательной среды внесли: В.В. Авдеев, Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Л.Ф. Бурлачук, И.В. Дубровина, Е.И. Исаев, Э.А. Климов, Б. Краус, Б. Ф. Ломов, В.А. Левин, М.В. Осорина, А.А. Реан, В.И. Слободчиков Д.И. Фельдштейн, Э. Фромм, Д.Б. Эльконин, В.А. Ясвин и др.

Изучал проблему создания условий, при которых образовательная среда была бы в психологическом отношении наиболее безопасной, анализировали роль наследственных и социальных факторов в процессе формирования личности.

Большой интерес для изучения социально-психологической безопасности образовательной среды представляет работа К.А. Альбухановой-Славской, А.Г. Асмолова, Р.Б. Гительмахер, А.И. Донцова, Журавлева А.Л., Н.Л. Иванова, М.М. Кашапова, В.И. Назарова, Б.Д. Парыгина, В.В. Рубцова, Н.П. Фетискинa и др.

В настоящее время ряд авторов (В. П. Еремин, Н. Д. Захарин, В. П. Кобзев, Н. В. Махров) ставят вопрос о необходимости расширения исследовательского пространства психологической безопасности образовательной среды, в том числе не только " безопасность образования ", но и" безопасность науки ".

Образовательная среда учебного заведения является частью жизненной среды человека. Учебные заведения как социальный институт общества являются субъектами безопасности, а важность изучения психологической безопасности личности в образовательной среде состоит в том, что образовательные

Учреждение (школа, профессионально-техническое училище, техникум, университет), в том числе молодое поколение, взрослые и члены семьи, могут создавать свою локальную (частную) систему безопасности как посредством образования, так и воспитания, а также путем решения проблем развития.

Образовательную среду (или среду образования) следует понимать как систему влияний и условий для формирования личности по заданной схеме, а также возможности ее развития, содержащиеся в социальной и пространственно-объективной среде.

Понятие «образовательная среда» является общим для таких понятий, как «семейная среда», «школьное окружение» и т. д.. Психологизация образовательной среды в целях сохранения и укрепления здоровья ее участников, создания безопасных условий труда и обучения в учебном заведении, защиты от всех форм дискриминации может быть альтернативой агрессивности социальной среды, психоэмоциональный и культурный вакуум, следствием чего является рост социогенных заболеваний.

Для нормального развития и существования личности человека безопасность необходима как состояние окружающей среды, а также как внутреннее ощущение. По утверждению А. Маслоу, потребность в безопасности является основной в иерархии человеческих потребностей, без частичного удовлетворения которой невозможно гармонично развивать и достигать самореализации личности [2, c.18].

В современных исследованиях понятие безопасности является одним из наиболее часто используемых. Среди разных видов авторы, как правило, выделяют информационную, национальную, жизнь и безопасность труда. Включая психологическую безопасность человека, которая в большинстве случаев определяется как состояние защиты сознания [2, c.55]. Как утверждает Л.В. Лобанова, сегодня происходит быстрое развитие нового интенсивно развивающегося направления - психологии безопасности, в которой реализуются как теоретические, так и практические программы, направленные на обеспечение психологической безопасности в различных социальных сферах. Начало развития этого направления связано с последними десятилетиями XX века. Это связано с тем, что начинают появляться самые систематические исследования психологических проблем безопасности человека. И они представлены, в основном в публикациях российских авторских групп - С.К. Рощина и В.А. Соснина, считающие психологическую безопасность человека как уровень развития условий его жизни; Г.В. Грачева и И.К. Мельникова, которые рассматривают информационный аспект психологической безопасности; Исследования M.A. Котик о проблемах психологической безопасности военнослужащих, а также исследования И.А. Шамиля об обеспечении психологической безопасности в учебном заведении [1, с.26].

Понятие психологической безопасности неоднозначно. Так, Т.С. Кабаченко считает психологическую безопасность «независимым измерением в общей системе безопасности, представляет состояние информационной среды и условия жизни общества, не способствующие нарушению психологических предпосылок»

Целостность социальных факторов, адаптивность их функционирования и развития» [3, c.44]. Психологическая безопасность человека проявляется в его способности поддерживать устойчивость в среде с определенными параметрами, в том числе с психотравмирующими воздействиями, в резистентности к разрушительным внутренним и внешним воздействиям. Это выражается в опыте собственной безопасности и незащищенности в конкретной жизненной ситуации. Существуют различные научные исследования, в том числе данные об изучении личных ресурсов пожилых людей, способных защитить их от насилия в непосредственной социальной среде; изучены личные ресурсы подростков, проживающих на территориях со специальными условиями; личные ресурсы подростков с различным уровнем защиты от психологического насилия в образовательной среде; личные ресурсы взрослых, переживших насилие в детстве.
Итак, рассмотрев концепцию психологической безопасности, мы можем сказать, что ее наличие очень важно для каждого человека, так как это способствует их положительному личностному развитию. Точно так же человек, свободный от психологического насилия, способен отражать негативные влияния, направленные на него, как внутренние, так и внешние.
           Как показал анализ психолого-педагогических источников, понятие психологической безопасности должно рассматриваться в связи с понятием «психологическая культура». Без такого аппарата «психологического видения» не может быть и речи о какой-либо психологической безопасности. Учитель и вообще любой участник образовательной среды, погруженный в такую ​​среду, которая ему непрозрачна, может объективно оценивать и сравнивать ее и ее собственное состояние, только имея «психологическое видение», адаптированное к этому аппарату.

В.В. Бедрина и А.В. Личутин под психологической культурой понимается как не что иное, как способность четко диагностировать в каждый момент времени психологический аспект коммуникативного акта; Поведение ученика, учителя и родителя; Весь комплекс их отношений; А также угрозы и риски этих отношений сегодня и в будущем [1, c.37].

Исследователи отмечают, что угрозы безопасности в образовательной среде должным образом подразделяются на внешние и внутренние.
Внешними угрозами могут быть:
1. Социальный характер: ухудшение здоровья детей, демографические проблемы - дегенерация, наличие большого числа врожденных пороков развития, рождение небольшого числа здоровых детей, террористические акты, социальные конфликты, захват заложников, похищение детей для выкупа, полуголодное существование, пропуски уроков за заработок, участие детей в преступных группах;
2. Техногенный характер: различные виды аварий, проблемы с отоплением, заливы, пожары, взрывы, дорожно-транспортные происшествия с участием детей, нарушение правил техники безопасности, наличие оружия у детей;

3. Эпидемиологический характер: эпидемии гриппа, гепатита, туберкулеза, кишечных инфекций, венерических заболеваний;
4. Природа: экологические проблемы - загрязнение окружающей среды, увеличение радиационного фона; стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, лесные пожары); заболевания животных; заболевания и заражение растений вредителями; космогенный;
5. Внутрисемейный характер: алкоголизм, наркомания, конфликты, насилие в семьях;
6. Другой тип характера: распространение религиозных организаций, сект.
           Внутренние угрозы:

1. Социально-психологического характера:
-интенсивный социально-психологический климат в классе - напряженные отношения между студентами, плохие отношения между микрогруппами;
-небольшие неофициальные группы;
-общение и конфликты - грубые трюки и неправильное поведение студентов, конфликты между студентами, угрозы и запугивания, слухи, оскорбления и прозвища;
-традиции и обычаи, которые опасны для жизни студентов;
-девиантное поведение - привыкание, зависимости, суицид, детская проституция;
-персональный порядок - агрессия, грубость, вспыльчивость, акцентуация, неконтролируемые действия, отклонения в развитии.

2.Со стороны персонала: вымогательство (взятки, поборы), проявление агрессии по отношению к учащимся, негативные высказывания педагога об обучающихся;

3. Большой объем учебных заданий.

Таким образом, в рамках этой статьи мы ознакомились с понятиями безопасности, психологической безопасности и той же концепции психологической культуры, а также рассмотрели внешние и внутренние угрозы психическому здоровью участников образовательного процесса. Безопасность - одна из насущных потребностей человека, поэтому она изучается во всех сферах человеческой деятельности.