Психологическая безопасность образовательной среды

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Холуева К. А., Ермолаева А. Ю. Психологическая безопасность образовательной среды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № S1. – С. 46–50. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13510.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам психологической безопасности личности, включенной в образовательную деятельность. Авторами изучены основные социально-психологические характеристики психологической безопасности образовательной среды вуза.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Холуева Ксения Анатольевна,ассистент кафедры психологии ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Елабуга kseniyaanatolievna@list.ru

Мухарлямова Александра Юрьевна,ассистент кафедры психологии ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Елабуга aleksahka13@mail.ru

Психологическая безопасность образовательной среды

Аннотация. Статья посвящена вопросам психологической безопасности личности, включенной в образовательную деятельность. Авторами изучены основные социальнопсихологические характеристики психологической безопасности образовательной среды вуза. Ключевые слова: безопасность, образовательная среда, психологическая безопасность, характеристики психологической безопасности.

На современном этапе развития общества большое внимание стало уделяться такому понятию,как безопасность. Происходящие изменения в обществе, в частности, переход к новой системе социальноэкономических отношений, его непосредственное влияние на повседневную жизнь человека, создают, с одной стороны, качественно новые альтернативы и возможности выбора жизненногопути, с другой –оказывают воздействие, вызывающее у многих людей непринятие современной социальной ситуации. Все перечисленное,в свою очередь,негативно отражается на планах, целях и качестве жизни, повышает психологическую напряженность и приводит к ухудшению психического и социального здоровья общества. Именно поэтому так важно говорить не только о физической безопасности, но и о психологической. Термин «психологическая безопасность»применим ко всем отраслям жизнедеятельности человека, поэтому образовательная среда тоже не является исключением [1].Участники образовательной среды могут подвергаться как внутренним, так и внешним угрозам. К основным внутренним угрозам на личностном уровне можно отнести внутренний дисбаланс и психологическое напряжение личности, нарушение и нестабильность ее психического здоровья и развития, к внешним –неустойчивость к психологическим воздействиям со стороны других людей и условий образовательной среды, неудовлетворенность ее психологическими характеристиками. В педагогической психологии исследования по диагностике и созданию условий для комфортного развития субъектов образовательного процесса крайне малочисленны. Информация о психологической безопасности и условиях её обеспечения в образовательной среде практически отсутствует. Служба сопровождения не оснащена программами создания психологической безопасности образовательной среды как одного из важнейших условий, обеспечивающих гармоничное личностное развитие всех её участников [2].Стремление найти пути достижения условий психологической безопасности и определило проблему исследования. В практическом плане–это определение характеристик психологической безопасности. Существует множество вариантов составляющих психологической безопасности образовательной среды и их комбинации. Нами были затронуты внешние характеристики психологической безопасности, которые напрямую не зависят от личности, хотя и приводят ее в состояние дискомфорта.Психологическая безопасность, как состояние сохранности психики, предполагает поддержание определенного баланса между негативными воздействиями на человека окружающей его среды и его устойчивостью, способностью преодолеть такие воздействия собственными ресурсами. Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования человека во взаимодействии со средой.Психологическая безопасность в широком смысле слова означает осознанное, рефлексивное и действенное отношение человека к условиям жизни как обеспечивающим его душевное равновесие и развитие. А это значит, что человек субъективно готов к любым внешним переменам, в том числе и к тому, что изменения могут оказаться непредвиденными, а стечение обстоятельств –неблагоприятным. Это значит также, что человек отдаёт себе отчёт как в своих объективных связях с действительностью, в своей объективной включённости в каждую сложившуюся ситуацию, так и в своём субъективном отношении к происходящему –в своих чувствах, мыслях, намерениях в связи с этой ситуацией, в связи с отдельными её компонентами. Психологическая безопасность раскрывается так же и в социальнопсихологическом контексте. Тогда имеют в виду, прежде всего, что у человека нет опасений относительно окружающих его людей, нет впечатлений, будто с их стороны есть какиелибо угрозы, и нет предположений, что такие угрозы могут появиться в будущем. Человек открыт для контактов, он доверяет людям и ждёт от них того же. В исследованиях ряда ученых показано, что полноценное развитие человека возможно только при условии удовлетворения потребности в безопасности, когда его ресурс направлен не на защиту от субъективно воспринимаемой и переживаемой угрозы, а на собственное развитие. В более общем виде психологическая безопасность личности –это состояние защищенности личности, обеспечивающее ее целостность как активного социального субъекта и возможностей развития в условиях информационного взаимодействия с окружающей средой [3].К основным характеристикам при нарушении психологической безопасности будут относиться такие симптомы как: постоянное ожидание неудачи, безразличие (к работе, домашним делам, внешности, друг к другу), страх перед собственной несостоятельностью, чувство, что никому нельзя доверять и другие, которые весьма схожи со стрессовыми проявлениями. В разных культурах сформировались примерно одинаковые представления о безопасности, акцент в которых делается на чувствах и переживаниях человека, связанных с его положением в настоящем и перспективами на будущее. Иными словами, для человека безопасность переживается в первую очередь как чувство защищенности от действия различного рода опасностей.Цель исследования заключалась в изучении представлений участников образовательного процесса о психологической безопасности образовательной среды вуза и установление ее основных характеристик.Объектом исследования выступили –участники образовательной среды вуза (преподаватели и студенты).Предметом исследования выступают представления о психологической безопасности образовательной среды. Исследовательский интерес представлял вопрос: «Имеются ли инварианты в группах преподавателей и студентов в представлении о психологической безопасности образовательной среды вуза?». В дополнение к основному утверждению рассматривались следующие аспекты психологической безопасности:–у студентовнет единого представления о психологической безопасности; –общее эмоциональное состояние выборки студентов отличается от выборки преподавателей;–общая психологическая оценка коллективов групп испытуемых преподавателей и группой студентов различна.Для достижения цели исследовательской работы были определены задачи теоретического и эмпирического плана:–определить содержательные характеристики понятия «образовательная среда»;–выявить теоретические основы представления о психологической безопасности образовательной среды;–эмпирически изучить психологическую безопасность образовательной среды вуза и основныеее характеристики, такиекак: эмоциональное состояние и атмосфера в коллективе;–провести анализ результатов эмпирического исследования.В основе психологической безопасности образовательной среды лежит качество процесса взаимодействия, что приводит к актуализации личности самого педагога, формированию у него чувство профессиональной компетентности и удовлетворенности трудом, способствует формированию здоровой, активно созидающей и социально адаптированной личности учащегося, снижению нервнопсихического напряжения, повышает способность к саморегуляции, единство «Я», то есть способствует повышению психического здоровья участников педагогического процесса.Для того чтобы определить, насколько участники образовательного процесса знакомы с понятием психологической безопасности, нами был проведен опрос среди студентов Казанского федерального университета. Всегов опросе приняло участие 30 юношей и девушек, представителей различных факультетов и курсов вуза. Анализируя полученные результаты, нами было выявлено –основной процент ответов занимает отсутствие эмоционального напряжения и доброжелательные отношения между студентами и преподавателями. Эти характеристики, по мнению респондентов наиболее полно отражают понятие психологическая безопасность в образовательной среде. Следует отметить, что ни одна характеристика не встречалась в ответах всех респондентов. Поэтому можно сделать вывод: у участников образовательной среды вуза (студентов) нет единого представления о понятии психологической безопасности. Наибольшее число респондентов оценивают психологическую безопасность в вузе, как «удовлетворительную», 23,3%из выборки оценивают ее на «4». Стоит заметить, что ни один респондент не оценил уровень психологической безопасности в процессе обучения в вузе на «0», что говорит о том, что условия обучения ими в вузе, являются для них положительными.Основным элементом нашего исследования выступила составленная нами и проведенная на респондентах анкета, которая позволит нам дать определить, находятся ли участники образовательного процесса в состоянии психологической безопасности или нет.В ходе проведенного исследования можно сделать вывод о том, что наибольшее число респондентов чувствуют себя в окружающей их рабочей (учебной) обстановке психологически защищенными. В сравнении по трёмвыборкам, наибольший процент варианта «да», выбрано у респондентов, обучающихся на Iкурсе. При помощи математических статистических методов нами получены результаты:–существуют различия в выборках студентов и преподавателей. Студенты Iкурса, считают себя в наибольшей психологической безопасности;–у участников образовательного процесса преобладающим является состояние психологической защищенности.Приведем результаты исследования эмоциональных состояний участников образовательного процесса.У студентов Iкурса наиболее высокие оценки набрала шкала «Приподнятость–подавленность», наиболее низкие шкала «Уверенность в себе–беспомощность». Анализируя полученные результаты можно сделать вывод о том, что студенты в образовательном процессе чувствуют себя хорошо, комфортно, ощущают жизненный подъем, но в тоже время чувствуют свой недостаток способностей, свою некомпетентность. Такая характеристика является наиболее подходящей для студентов Iкурса, которые попали в новую для них образовательную среду. Напомним, что исходя уже из ранее полученных результатов анкетирования, выборка студентов Iкурса считают себя психологически защищенными в образовательном процессе.У студентов Vкурса наиболее высокие оценки набрала шкала «Уверенность в себе –беспомощность», наиболее низкие оценки у шкалы «Спокойствие–тревожность». Интерпретируя полученные результаты можно сделать следующий вывод: студенты пятого курса, являясь выпускниками, достаточно уверены в своих силах, возможностях и способностях, но все же испытывают некую тревожность, которая возможно связана с предстоящими итоговыми экзаменами и поиском работы.У третьей выборки респондентов нашего исследования–преподавателей доминирующей является шкала «Уверенность в себе –беспомощность», наиболее низкие оценки у шкалы «Энергичность–усталость». Можно сделать вывод о том, что преподаватели уверены в своихсилах, реально оценивают свои возможности, но испытывают недостаток энергии, времени, сил в связи с большими нагрузками по дисциплинам и общественной деятельности.Исследуя эмоциональные состояния у участников образовательной среды вуза, можно сделать основные выводы: –у студентовпервокурсников общее эмоциональное состояние выше, чем у студентоввыпускников;–общее эмоциональное состояние выборки студентов не отличается от выборки преподавателей;–между группами испытуемых преподавателей и группой студентов различий в общем эмоциональном состоянии нет.Ниже приведем результаты исследования оценки психологической атмосферы в коллективе.

По показателям Iкурса, можно сделать вывод, что в их коллективе преобладающей чертой является –дружелюбность. Наименее развиты черты–продуктивность и успешность. Общая характеристика коллектива выглядит следующим образом: группа считает себя дружелюбным, тесно общающимся, приятным коллективом, но в тоже время непродуктивным и безуспешным, возможно сказывается то, что данный коллектив сформировался относительно недавно.

У коллектива Vкурса доминирующей чертой является –дружелюбность, менее развитыми чертами являются сотрудничество и увлеченность. Таким образом, можно сделать вывод, что испытуемые Vкурса, считают свой коллектив дружелюбным, успешным, но в тоже время несогласованным и равнодушным. Стоит отметить, что в сравнении со всеми выборками испытуемых, у группы студентов Vкурса, самые низкие показатели по шкалам. Возможно, причиной этому является скорый распад группы и утрачивание чувства сплоченности.Наиболее выраженной чертой коллектива преподавателей вуза является удовлетворенность, наименее выраженной–теплота. Таким образом, можно дать следующую характеристику: преподаватели считают свой коллектив успешным, они удовлетворены условиями работы и сложившимися отношениями, но в тоже время отмечается недостаток теплоты в отношениях коллег.Исследуя характеристику психологической безопасности–отношения в коллективе (окружающем социуме) участников образовательного процесса, получены основные результаты:–психологическая оценка коллектива студентов Iкурса, выше, чем у студентов Vкурса;–общая психологическая оценка коллектива выборки студентов не отличается от выборки преподавателей;–между общей психологической оценкой коллективов групп испытуемых преподавателей и группой студентов различий нет.Участники образовательного процесса, в целом считают себя психологически защищенными, различия имеются лишь во взятых нами на изучение основных характеристик психологической безопасности, таких какэмоциональное состояние участников и психологическая атмосфера в коллективе.От психологической безопасности личности в обществе зависит, как человек развивается, эмоционально крепнет, стремиться к успеху, уверен в своих силах, проявляет себя в различных сферах жизнедеятельности. От психологической безопасности в образовательной среде зависит успех трудовой деятельности у преподавателей, успех учебной деятельности у студентов, когда личность чувствует себя комфортно и безопасно –она эмоционально устойчива, меньше подвержена стрессу, открыто взаимодействует в коллективе и стремиться к самореализации. Поэтому так важно поддерживать состояние психологической безопасности не только участников образовательного процесса, но и личности в ее обыденной жизни.

Ссылки на источники1.Соломин В.П., Шатровой О.В., Михайлов Л.А., Маликова Т.В. Психологическая безопасность. –М.: Дрофа, 2008. –61 с.2.Баева И.А., Волкова И. А., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательнойсреды.–М.: ЭкономИнформ, 2009. –248 с.3.Колесникова Т.И. Личность и ее безопасность//Колесникова Т.И. Психологический мир личности и его безопасность. –М., 2001. –С.10–123.

Holueva Kseniya,Assistant of department psychology of Kazan (Volga) Federal University,Yelabugakseniyaanatolievna@list.ruMyharlyamova Aleksandra,Assistant of department psychology of Kazan (Volga) Federal University,Yelabugaaleksahka13@mail.ruPsychological security of the educational environmentAbstract.Article dedicated to the issues of psychological security personality included in educational activities. The authors studied main sociopsychological characteristics security of the educational environment of the University.Keywords: security, educational environment,psychological security, characteristics of psychological security.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В. В.,кандидатом педагогических наук