Полный текст статьи
Печать

Проблема формирования отношений сотрудничества в процессе деятельности субъектов является приоритетной для целого ряда отраслей психолого- педагогического направления: социальной психологии, психологии труда, педагогической психологии, социальной педагогики, теории и методики воспитания, профессиональной педагогики и др.

Особенно актуальной эта проблема становится сегодня, в свете новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Так, во ФГОС начального общего образования при изложении требований к результатам обучения подчеркивается необходимость «развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций», а в стандартах следующего звена обучения говорится о значимости «практического освоения умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации».

Проблема формирования отношений сотрудничества не является новой для образовательного процесса. История отечественной педагогики содержит показательные примеры развития отношений сотрудничества именно в воспитательном процессе.

Наиболее яркий пример реализации принципов педагогического сотрудничества мы находим в деятельности А. С. Макаренко, чья педагогическая концепция воспитания в коллективе и через коллектив воплощалась в организации самоуправления, развитии общественной активности, формировании института командиров, сводных отрядов, дежурств, системе внутриколлективных зависимостей.

Обращение к групповой работе учащихся для формирования сотруднических отношений было обусловлено стремлением педагогов и психологов преодолеть недостатки «педагогики воздействий» и «построить учебный процесс так, чтобы на некоторых его этапах дети контактировали не только непосредственно с учителем, но и друг с другом, чтобы педагогическое воздействие оказалось не прямым, а косвенным…» [3].

В 90-х гг. прошлого века Д. Джонсон, Р. Джонсон, Э. Джонсон-Холубек дали следующее определение учебному сотрудничеству: «Кооперация (сотрудничество) — это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Работая в коллективе, человек должен думать не только о собственном благе, но и благе тех, кто трудится рядом с ним. Обучение в сотрудничестве предполагает объединение учащихся в небольшие группы для того, чтобы, работая вместе, бок о бок, они достигали больших успехов, чем при индивидуальном обучении» [4].

Особую роль сотрудничество играет в обучении младших школьников: в этот период расширяется и обновляется круг общения ребенка в связи с включением в школьный коллектив, происходит расширение границ познания окружающего мира, в том числе и мира социального, обусловливающего направленность и специфику межличностного общения в различных жизненных ситуациях. Кроме того, данный возраст является сензитивным для выработки как морально-нравственных, так и социально-значимых привычек, определяющих вектор взаимоотношений детей в ходе общения. Взаимодействие через сотрудничество — это единственный способ освоения, присвоения культуры, как считает М. С. Соловейчик.

Психолог Л. И. Божович отмечает, что «подавляющее большинство исследований сравнительной эффективности разных форм организации учебного процесса (фронтальная, индивидуальная, соперничество, сотрудничество) свидетельствует о положительном влиянии специально организованного учебного процесса в форме сотрудничества на деятельность его участников» [1].

Учебное сотрудничество на уроке выполняет две функции, связанные с решением поставленных задач (учебных, познавательных) и оказанием поддержки членам группы в ходе совместной работы. Если обе функции реализуются в равной степени, без ущерба для какой-то из них, взаимодействие будет результативным и эффективным с точки зрения формирования коммуникативных умений. В связи с этим важно учить ребенка вступать в учебное сотрудничество начиная с младшего школьного возраста и умело организовывать данную форму работы детей на уроке. Приведем несколько приемов, побуждающих учащихся к совместной деятельности.

«Лесная сказка». Цель: развить умение аргументировать свое мнение (приводить примеры, указывать причины и следствия, использовать цифры, факты, другое мнение, цитаты, материалы учебника). Группам дается задание представить объект так, чтобы подчеркнуть его лучшие стороны, заинтересовать им. Данный прием можно использовать при изучении различного материала — географического и исторического.

«Интервью». Цель: развить умение слушать партнера по взаимодействию, аргументировать свое мнение, выполнять свои ролевые обязанности. Задание выполняется в парах или в группах до пяти человек. Первоначально участники подготавливают вопросы по учебному материалу. Задача других участников — отвечать как можно более полно.

«Мозаика».Цель: закрепление умений, образующих поведенческую составляющую межличностных взаимодействий, изучение нового материала. Работа состоит из следующих этапов: • подготовка учебных материалов (для каждого раздела создаются экспертные листы с заданиями, инструкциями, контрольными вопросами); • формирование команд и экспертных групп (10—15 минут). Каждый член команды на время становится членом одной из создаваемых экспертных групп (5 групп по 4—5 человек). Дети собираются в экспертных группах и некоторое время работают над под темой; • отчет экспертов: возвращение их в команды и обучение других членов группы. Обсуждаются сообщения и задаются вопросы; • контроль результатов, краткое фронтальное обсуждение результатов или индивидуальная проверочная работа и др. [2].

В формате такого учебного сотрудничества у школьников формируются не только умения совместной деятельности, но и коммуникативные навыки.Не случайно в беседах с учащимися начальной школы после проведения таких уроков можно услышать: «Этих уроков я не боюсь, хожу на них с удовольствием», «Как многому еще предстоит учиться: мы не умеем слушать друг друга», «Я недоволен собой, потому что не сумел доказать группе свое мнение», «Спорить тоже нужно учиться», «Это совсем другие уроки. Мы узнаем друг друга, хотя учимся уже в третьем классе» и т. п.

Сформулируем результаты учебного сотрудничества:

- для учащегося: расширение и укрепление мотивации к совместной деятельности; осознание себя членом сообщества с соответствующими правами и обязанностями; формирование индивидуального стиля в процессе межличностного взаимодействия; развитие личностной рефлексии; становление в качестве субъекта учебной (и иной) деятельности; активное формирование «Я-концепции»;

- для всего класса: оптимизация учебно-познавательной атмосферы в классе; формирование навыков сотрудничества в учебной деятельности и за ее пределами; развитие индивидуальной и коллективной ответственности за процесс и результат учебной и внеучебной деятельности; развитие умений оптимального взаимодействия в проблемных и конфликтных ситуациях; выработка системы оценок, групповой рефлексии, закрепляющих эффекты сотрудничества в межличностных отношениях; формирование ценностно-ориентационного единства коллектива.

Подводя итог, отметим, что необходимость и возможность внедрения сотрудничества в учебный процесс обусловлены ожиданиями на различных уровнях: учебно-методическом (технологии учебного сотрудничества, интерактивное обучение и др.) и даже социально-педагогическом. Это явственно следует из нового Федерального государственного образовательного стандарта, в котором к результатам обучения и воспитания школьников отнесены и следующие:

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и куль- туре других народов;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Учебная деятельность школьников в формате сотрудничества отвечает данным установкам в большей степени, чем традиционная классно-урочная система.