Полный текст статьи
Печать

Село Сайылык Усть-Янского района расположено в арктической территории Якутии. Наслег является национальным и носит название Силяннях.  В  селе есть школа, где учатся 98 обучащихся и носит имя отличника образования РСФСР, почетного гражданина этого наслега Николаева Прокопия Николаевича. Особенность школы в том, что она находится в арктической зоне, где суровые климатические условия для проживания. Зимой температура воздуха достигает до – 60 градусов, что является уже проблемой для развития детей.

Холод является главным фактором, влияющим отрицательно на ребенка, так как в ослабленном организме может произойти нарушение теплообмена и работоспособности. Ребенок, который проживает на крайнем Севере, каждую зиму должен бороться с целым комплексом сопровождающих его факторов: холодом, ветрами, полярной ночью, магнитными бурями и авитаминозами. Также такие условия жизни влияют на организм ребенка [4, с. 146]. Отсюда возникает предположение, что физиологических показатели организма у детей, которые проживают на северных регионах может отличаться от общепринятых.  Дети Арктики на себе ощущают усиленный ветровой режим, повышенную влажность воздуха в теплый и переходный периоды года, пониженную влажность воздуха в атмосфере и в помещениях в морозные дни, не всегда пьют чистую питьевую воду, едят просроченную нездоровую пищу, которую завозят автозимником. В Арктике плохая инфраструктура в местах проживания коренных народов в селах, невысокий уровень медицинского обслуживания или его недоступность, ограниченность перемещения и общения людей и другие факторы оказывают влияние на общее развитие детей с раннего возраста. Такие условия для проживания можно назвать экстремальным. Все эти факторы отражаются на состояние организма ребенка, на его работоспособности и продолжительности активной жизни. Здоровье детей, которые живут в суровых климатических условиях и подвергается повышенному риску.

Таким образом, можно выделить четыре основные фактора, которые влияют на здоровье человека в Арктике:  

  • · социально-экономические условия и образ жизни человека;
  • · состояние окружающей среды;
  • · генетические факторы (мутации генов) – наличие врожденных аномалий, конституциональные особенности и предрасположенность к определенным болезням, возникшие во время внутриутробного развития и в течение жизни.
  • · медицинское обеспечение – доступность и качество медицинской помощи, полноценность и регулярность профилактических осмотров и скрининговых обследований;

Эти факторы также негативно влияют на ребенка, который живет в суровых климатических условиях.

 На основании приведенных материалов можно прийти к заключению, что постоянное проживание в таких условиях детей представляет большую социальную проблему в силу особой суровости природно-климатических условий и неблагоприятного влияния комплекса факторов, среди которых есть неконтролируемые, влияющие на самочувствие, работоспособность и здоровье ребенка, а также на продолжительность активной жизни. В таких условиях проживания организм можно поддерживать с помощью закаливания, правильного питания, следя за гигиеной, изменив свое эмоциональное сознание. В образовательных учреждениях нужно пропагандировать здоровый образ жизни, так как все начинается с семьи и школы. Именно в семье родители должны пропагандировать здоровый образ жизни. Если у ребенка здоровый организм, то организм будет сопротивляться вредным факторам окружающей его среды. Родители являются первыми педагогами для ребенка, поэтому именно они должны заложить в ребенке здоровый образ жизни. Они должны создать условия, чтобы сформировать у детей привычки для сохранения здоровья. То есть придерживаться режима дня, правильного питания и закаливания. Пусть наследственность и экология неподвластны обычному человеку, но вести здоровый образ жизни и жить в гармонии с собой и окружающими может каждый.