Большую актуальность в последние годы приобретает возрождение языков коренных малочисленных народов Севера (Россия и Китай). Их изучают в сорока школах Республики Саха(Якутия), в том числе в восемнадцати учебных заведениях эвенкийский язык. Общая языковая ситуация малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия) с точки зрения их реального функционирования оценивается как кризисная, так как употребление данных языков сведено до минимума (эвенкийский, эвенский), а некоторые на грани исчезновения (юкагирский).
По результатам исследования Выбор языка в качестве родного и реальное владение им индивидом не совпадают. Мотивация выбора языка как родного языка, в основном, носит субъективный характер. Даже с трудом говоря и понимая на своем, респондент может называть его родным. Социальная функция у данных языков ограничивается рамками семейного, производственно-бытового общения и устного художественного творчества, то есть применением в немногочисленных сферах, хотя и занимающих большое место в повседневной жизни народа. Прочие среды и сферы, которых значительно больше, обслуживаются, как правило, языком межнационального общения [4]. Поэтому, одним из основных задач обучения эвенкийскому языку является формирование навыков практического владения языком в устной форме (общение). Ученики должны учиться воспринимать эвенкийский язык на слух и общаться, т.е. вести несложный разговор – диалог [1].
Для формирования первоначальных навыков общения на эвенкийском языке мы использовали технологию интеллект-карты. Создателями этой технологии являются английские психологи Тони и Барри Бьюзен. При ее использовании задействуется работа обоих полушарий головного мозга, благодаря чему информация сохраняется в памяти в виде целостного образа и запоминания ключевых слов общего текста. Происходит движение мысли от общего к частному и обратно [5].
Многие вопросы, источником которых являются когнитивные (когнитивность (лат. cognitio, «познание, изучение, осознание») — способность к умственному восприятию и переработке внешней информации [5]) затруднения учащихся, при использовании интеллект-карты, могут быть решены, если сделать процессы мышления обучающихся наблюдаемыми.
Интеллект-карты – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, приспособление для развития памяти и мышления. Интеллект-карты "представляют собой внешний "снимок" сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент времени". Она отражает связи между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области. Интеллект-карты – очень эффективное приспособление для решения таких вопросов, как показ презентации, принятие решений, распределение собственного времени, запоминание немалых объемов информации, проведение мозговых штурмов, рефлексия, разработка сложных проектов, самообучение, развитие, и т.д.
Интеллект-карты — это технология, позволяет эффективно структурировать и обрабатывать информацию; мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал [2].
Ведущий специалист М.Р.Львов считает, что диалог – это разговор двух или нескольких лиц. Каждое отдельное высказывание зависит от реплик других собеседников, от ситуаций. Диалог не нуждается в развернутых предложениях, поэтому в нем много неполных предложений. В обучении речи, а в диалоге особенно используются вспомогательные средства речи, передающие то, что трудно выразить словами: мимика, жесты, интонация. Отработка всего этого входят в круг задач методики речевого развития учащихся [3, с.98].При формировании навык ов общения и вообще при разговоре очень важно выражать свои эмоции, показывать все наше восхищение или же, наоборот, недовольство - в этом нашей речи поможет комплиментарная лексика. Если чаще её использовать, то общение становится более ярким и эмоциональным. Поэтому, для формирования первоначальных навыков общения можно использовать комплиментарную лексику, слов с интонационными выражениями.
Результативность занятия в обучении не владеющих языком в большей степени зависит от умения педагога хорошо планировать, строить занятие и правильно выбирать форму проведения урока. Применение мультимедийных средств обучения дает большие возможности для повышения эффективности усвоения эвенкийским языком. Компьютерные технологии позволяют разумнее организовать работу на занятии. Наглядность, сделанная в электронном варианте, способствует экономии учебного времени, помогает продемонстрировать различные явления, тематические рисунки делают урок насыщенным, интересным. Причем смена наглядности может происходить автоматически, что позволяет и педагогу, и обучающимся сосредоточиться на учебном материале.
Последовательность разработки и использования интеллект-карты на уроке эвенкийского языка можно представить в следующей технологической последовательности:
- Для разработки карты заготавливаем оборудование - карандаши, фломастеры разных цветов.
- Тему урока записываем посередине карты.
- Тему занятия можно проиллюстрировать, используя подходящий рисунок для карты.
- Каждая главная ветка интеллект-карты имеет свой цвет.
- Главные ветви соединяются с центром, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
- Ветви должны быть не прямыми, а как ветки деревьев изогнутыми.
- Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
- Для наилучшего запоминания желательно использовать изображения - ассоциации о каждом слове.
Темой для первого занятия мы выбрали: «Приветствие». На этапе актуализации знаний дети «помогали» иностранцу, который отправил учителю письмо с просьбой научить его приветствию на эвенкийском языке. Но так как дети сами не знают, как приветствовать на эвенкийском языке, прошу проговорить слова приветствия на русском языке. И на этапе открытия новых знаний, на ранее выданных им листочках А4 прошу в центре листа написать тему урока: «Приветствие» красным карандашом, проиллюстрировать его и обвести все кругом. Далее от темы урока выходят «ветви» (обязательно разноцветные) где и записывают слова приветствия на русском языке и по одному переводим слова на эвенкийский язык: Привет! (Мэнду!) Здравствуйте! (Дороово!) Добрый день! (Ая инэҥит!) Доброе утро! (Ая тыманит!) Добрый вечер! (Ая аһилтанат) До свидания! (Бакалдыдала!) (Приложение1). После пишем обратное письмо нашему иностранцу: «Мы – ученики N-ой школы N-ого класса знаем такие слова приветствия…» далее идет перечисление, сперва на русском потом сразу записываем перевод на эвенкийском проговаривая вслух.
Используя такую технологию мы провели еще четыре занятия по темам: «Знакомство», «Комплиментарная лексика», «Семья», «Глаголы». На каждом уроке по изученным словам практиковались чтение готовых диалогов по ролям, изменение диалога по различным ситуациям. Обучающиеся сами разрабатывали разнообразную ситуативную тематику для использования данных слов.
Итак, мы пришли к выводу, что использование технологии интеллект-карты на уроках эвенкийского языка является эффективным, помогает также развивать память, мышление, учит выделять главное, систематизировать, обобщать, анализировать. По результатам диагностики уровень владения и мотивации к изучению эвенкийского языка повысились. К концу экспериментальных занятий учащиеся могли вести несложный разговор – диалог: знакомиться, рассказывать о себе и о своей семье, активно использовали слова комплиментарной лексики в своей речи.