Полный текст статьи
Печать

В  последнее время все большую популярность получает добровольческое волонтерское движение. В его основе лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком - помоги другому. Эта тема приобретает актуальность, так как огромное количество людей нуждается в помощи и поддержке.

Добровольная помощь, оказываемая человеком или группой людей обществу в целом или отдельным людям, основана на идеях бескорыстного служения гуманным идеалам человечества. Волонтерская деятельность выполняет функцию нравственного воспитания, возрождение в молодежной среде фундаментальных ценностей, таких как, гражданственность, милосердие, справедливость, гуманность, отзывчивость и других важных ценностей.

В медицинском колледже речь идет о профессиональной компетенции, при этом следует подчеркнуть не только уровень профессионального мастерства, но и личностные, человеческие, гражданские и нравственные качества личности. А в основе медицинской профессии понятия уважения личности, самостоятельности пациента являются первостепенно важными, и они определяются совокупностью нравственных и  этических норм профессиональной деятельности медицинских работников.

Цель исследования - изучить значение волонтерского движения в формировании нравственно-этических ценностей у студентов.

Задачи исследования:

  1. Ознакомиться с историей развития волонтерского движения в России;
  2. Изучить научно-теоретические основы этики и деонтологии в сестринском деле;
  3. Проанализировать положительное влияние волонтерского движения на формировании нравственно-этических ценностей у студентов (на примере деятельности волонтерского движения «Милосердие» в Якутском медицинском колледже).

Мы предполагаем, что систематическая работа волонтерского движения в образовательном учреждении может влиять на формирование активной жизненной позиции и нравственных качеств как: добросовестность, милосердие, ответственность, отзывчивость, а так же ведению здорового образа жизни, что влияет на формировании медицинской этики и деонтологии  у студентов в колледже.

Метод исследования: анкетирование социологический опрос «Отношение к волонтерскому движению» в целях изучения  организации волонтерской деятельности в медицинском колледже и  влияния волонтерского движения на формировании нравственных ценностей у студентов.

Новизна данной работы заключается в том, что её материалы в дальнейшем могут быть использованы в волонтерской работе в образовательных учреждениях.

Волонтерство (добровольничество)  как идея социального служения почти столь же древняя, как и понятие «социум». В обществе всегда находились люди, для которых способом самореализации, самосовершенствования, связи и общения с другими людьми был труд на благо того сообщества.

В России волонтерское движение стало зарождаться в конце 1980-х годов прошлого столетия, хотя, если заглянуть в историю, оно существовало всегда, например, в виде службы сестер милосердия, тимуровского и пионерского движений, всевозможных обществ охраны природы и памятников.

За последние двадцать лет понятие «волонтер» сильно изменилось. Если в 1980-е годы волонтеры ехали на целину или БАМ. Добровольность работы на субботниках, уборках урожая или шефской работы была зачастую тесно связана с обязательностью и общественным принуждением. Понятие, содержание и форма волонтерского труда в современной России начинает формироваться в 1990-е годы, с возникновением некоммерческих, общественных и благотворительных организаций.

Синонимом слова «волонтер» является слово «доброволец». Юридическое определение добровольца или волонтера дано в статье 5 Федерального закона РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 7 июля 1995 года: «Добровольцы - граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации».

Поскольку волонтерство - это не оплачиваемая, сознательная, добровольная деятельность на благо других, то любой, кто сознательно и бескорыстно трудится на благо других, может называться волонтером. Добровольческие инициативы распространяются почти на любую сферу человеческой деятельности работу с социально незащищенными слоями населения (сиротами, малоимущими, инвалидами, престарелыми и т.д.); развитие проектов, миротворчество; экологическая защита; активизация населения и т.д.

Добровольческое движение в России сегодня переживает новый подъем. Все больше людей понимают необходимость личного участия в решении проблем, стоящих перед обществом и государством, и готовы безвозмездно посвятить этому свое время, использовать свои опыт и знания.

С 1998 года в России работает волонтерская ассоциация World4U, которая занимается молодежными и студенческими обменными программами и обеспечением авиабилетами молодежи, студентов, аспирантов и преподавателей. World4U член Молодежного Движения за Мир (Youth Action for Peace, associated group) и партнер еще многих международных волонтерских организаций.

В Москве существует волонтерское объединение «Доноры – детям». Волонтеры устраивают занятия в гематологическом отделении. И просто приходят поиграть с детьми и пообщаться с их родителями. Все эти люди – доноры, и неважно, сдают они кровь или нет.

Любой человек, живущий в Москве или Санкт-Петербурге, может стать членом постоянной группы волонтеров Гринпис (Greenpeace общественная неправительственная и некоммерческая экологическая организация).

В Якутии есть молодежное волонтерское движение «Лучи Ленска», волонтерское движение «Тимур и его команда» Александра Айгистова,  основателя по обучению в работе компьютере и новое волонтерское движение «Серебряные волонтеры» в организации волонтерской помощи в спортивных соревнованиях «Дети Азии». В 2011 году в Якутске открылся Центр по работе с волонтерами, основной целью работы которого является пропаганда волонтерского движения в Якутии.  Так же существуют различные  благотворительные фонды «Кладезь Якутии», «Баргарыы», «Праздник жизни», международный детский фонд «Дети Азии» проводятся благотворительные акции. Управление молодежи, семейной политики и физической культуры ГО «город Якутск»  ежегодно организует  благотворительную акцию «Я иду учиться».В Якутске проводятся благотворительные концерты.

Медицинская этика во все времена преследует общечеловеческие внеклассовые принципы медицинской профессии, определяемые ее гуманной сущностью - стремлением облегчить страдания и помочь больному человеку. Медицинская этика это - нравственные качества медработника, а медицинская деонтология – это этические нормы поведения медицинского работника.

В современном здравоохранении понятия уважения личности являются первостепенно важными; они находятся в центре любых отношений между медицинским работником и пациентом и эти отношения отражаются в этическом кодексе медицинской сестры, который был принят на III Всероссийской конференции по медсестринскому делу в июне 1996 года.

В контакте между медицинской сестрой и пациентом большое значение имеет личность медсестры. Медицинская сестра должна любить свою профессию, обладать прекрасными профессиональными навыками и так же как человек должна иметь высоконравственными качествами. Поэтому необходимо выработать нужный стиль работы и овладеть искусством благоприятного воздействия на пациентов.

В начале исследования была поставлена цель: - Изучение организации волонтерской работы в медицинском колледже и  влияния волонтерского движения на формировании нравственно-этические ценности у студентов. Для этого предложила студентов ответить на заранее составленный социологический опрос «Отношение к волонтерскому движению» (таблица №1). Перед началом заполнения бланка выяснялись понимания содержаний вопросов. В исследовании принимали участие выборочно 100 студентов, обучающихся на 1-3 курсах в сестринском отделении. Из опрошенных респондентов  85 девушки и 15 юношей, возрастной контингент с 17 -30 лет. 

Таблица социологического опроса «Отношение к волонтерскому движению»

Вопросы

Варианты ответов

Ответы в  %

1 курс

3 курс

1.Укажите Ваш пол? (подчеркнуть).

женский    

84

84

мужской

16

16

2.Ваш возраст?

17-25

96

100

25-30

4

-

4. Как вы в целом относитесь к общественно полезной деятельности на волонтерской основе? (подчеркнуть выбранный ответ)

положительно

100

100

отрицательно

-

-

затрудняюсь ответить

-

-

5. Знаете ли вы о волонтерских движениях, организациях в Якутии? (подчеркнуть выбранный вариант ответов)

Да, знаю хорошо

26

55

Да, но поверхностно, не так подробно

56

45

Что-то слышал, затрудняюсь ответить

18

 

Результаты опроса выявили, что все опрошенные молодые люди положительно  относятся к общественно-полезной деятельности на волонтерской  основе.

            На вопрос знают ли о волонтерских движениях, организациях в России? - 1 курс(26%), 3 курс (55%) респондентов из числа всех опрошенных знают и знают хорошо,  1 курс (56%), 3 курс (45%) респондентов знают, поверхностно, не так подробно, а (18%) респондентов из числа первых курсов затруднялись ответить. Я думаю, что эти данные тесно связаны со спецификой понимания молодыми респондентами конкретного содержания добровольческой деятельности, когда труд не оплачивается, заинтересованность немного уменьшается. Анализ результатов также показал важность информационной работы для популяризации волонтерского труда в молодежной среде.

На вопрос:«Что лично для вас значит общественная волонтерская работа?», полученные данные проанализировала ответы (таблица №2), обобщала итоги проведенной исследовательской работы, уточняла полученные данные,  сформулировала выводы и предложения.

Исследование выявило наиболее значимые у молодых людей направления общественно-полезной деятельности, которые нужно учитывать при развитии волонтерства: самые популярные направления - это помощь детям-сиротам, помощь пожилым людям, знакомство, потребность в общении, реализация собственного творческого потенциала, освоение новых знаний, умений и навыков в рамках будущей профессии.

  Стремление научиться работать в группе, коллективе больше проявляется у первокурсников. Безусловными лидерами во всех направлениях опроса являются старшекурсники, что объясняется устойчивым отношением к учебе, сформировавшимися к этому периоду убеждениями и ориентациями по сравнению с первокурсниками.                                                                               
 Таблица №2

Направления

Ответы  I курсов %

Ответы II курсов %

1

Возможность принести пользу людям

36

45

2

Сопереживание, сострадание к детям, инвалидам, пожилым людям

30

36

3

Проявлять свою активность

30

36

4

Участие в общественной жизни

27

30

5

Знакомство, потребность в общении

24

28

6

Учиться работать в  коллективе

24

22

7

Приобретение нового опыта

15

20

8

Совет, просьба принять участие

15

15

9

Реализация собственных идей

10

15

             

Мы думаем, что занятие волонтерской деятельностью влияет как на человека, занимающегося ею, так и на общество в целом.

И подготовили такой вопрос: Какое значение имеет волонтерство для молодежи? Здесь, чуть более половины респондентов ответили, что добровольчество «формирует активную жизненную позицию» (55%) и помогает «решать социальные проблемы» (53%).

Также положительным является то, что волонтерство «формирует у молодежи нравственные качества» (47%). Волонтерское движение  «объединяет людей по интересам» - это указывают респондентов (42%). Треть опрошенных респондентов отметили, что волонтерство «формирует у молодежи социальную ответственность» (34%) и  «приобщает молодежь к труду» 30%. А (27%) респондентов видят в волонтерстве  «опыт участия в общественной работе». Также задан вопрос: Какие нравственные качества приобретает участник  волонтерского движения? Респондентами названы такие нравственные качества как: ответственность, отзывчивость, милосердие, доброжелательность, толерантность, самостоятельность и другие.

Таким образом, своеобразный рейтинг моральных качеств, описываемых студентами различных курсов обучения, раскрывает формирования нравственно-этические качества старшекурсников, таких как: ответственность, отзывчивость,  милосердие, способность к сопереживанию, которые сформировались, благодаря личному участию студентов в волонтерской деятельности.

Студенты  осознают свою полезность и нужность, получают благодарность за свой труд, развивают в себе важные личностные и нравственные качества и  на своей специальности следуют своим моральным принципам и открывают более духовную сторону жизни. Студенты-волонтеры, участвуя в различных мероприятиях, выражают свою активную общественную позицию, обучаются чему-то новому. Даже если волонтерские акции или мероприятия носят кратковременный характер: помогают пожилым людям, занимаются с детьми или сдают кровь, это не проходят бесследно, потому что волонтеры делают что-то полезное для общества или отдельного человека, которому необходима помощь.

   Волонтерское движения «Милосердие» Якутского медицинского колледжа  на современном этапе ведет работу по пяти направлениям и имеет огромное нравственно-воспитательное значение. 

В нашем образовательном учреждении, опираясь на собственном опыте, я считаю, что волонтерское движения - это гарантия того, что мы студенты  станем  открытыми, честными, милосердными в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.