Важным элементом семейного воспитания является физическое воспитание[1]. Состояние семейного физического воспитания во многом зависит от активности занятий физической культурой родителей, а также от народных традиций семейного физического воспитания, которые во многом утрачены, особенно в городской среде. Так в недавнем прошлом северных народностей мальчики с 12 лет ходили на охоту и рыбалку с отцом или старшими братьями, а с 14-15 лет охотились самостоятельно[3].
Эту важную задачу развития ребенка, мы считаем невозможно решить в полном объеме без активного участия родителей, опираясь на мысль Л.С. Выготского, что психическое развитие ребенка происходит в процессе его чувственной предметной деятельности, осуществляемой совместно с другими людьми[2].
Нами было проведено исследование, в целях изучения поддержки и мотивирования родителями начинающих спортсменов, как наиболее важных субъектов воспитательного процесса. В исследовании приняли участие родители детей (12 человек), занимающихся пулевой стрельбой в детско-юношеской спортивной школе. Нами была разработана анкета, содержащая 15 вопросов. Основные вопросы: Какие качества в людях Вы цените? Что такое здоровье? Что такое понятие спорт и ЗОЖ? Почему занимается Ваш ребенок спортом? и т.д.
Полученные ответы родителей (ценности спорта и здорового образа жизни) мы отобразили в следующем ранжированном ряду, высшими позициями которого выступают:
-приобретение навыков здорового образа жизни и укрепление здоровья- (12 родителей-100%);
- развитие личностных качеств (дисциплина, уверенность в своих силах) – (6 родителей - 50%);
- ожидание успехов юного спортсмена (награды, победы на соревнованиях) – (3 родителя - 25%);
- приобретение навыков общения со сверстниками - (2 родителя - 17%);
- создание условий для обеспечения содержательного досуга (полезным делом) - (2 родителя-12%).
После обработки результатов мы пришли к выводу, что родители (100%) высоко оценивают значение спорта и здорового образа жизни. Однако, большинство родителей 75% не до конца понимают результаты занятия выбранного ребенком вида спорта, частые ответы родителей: «лишь бы чем-нибудь занимался», «чисто для себя». Также подтверждает данный вывод тот факт, что почти все родители (97%), не понимают психологического аспекта спорта, что спорт не только воспитывает физические качества, такие как выносливость, сила, и т.д., но прежде всего, развивает личностные качества, т.е. характера ребенка. Нами были соотнесены два вопроса анкетирования: «Какие качества характера в людях, Вы цените?» и «Каким должен быть спортсмен?», ответы родителей по этим двум вопросам кардинально отличались, т.е. указанные оцениваемые качества характера и качества спортсмена, были разными. Это говорит о том, что родители не предполагают, что спорт может развивать выделяемые ими личностные качества. На наш взгляд, наблюдаемая тенденция сказывается на отношение родителя к выбранному ребенком виду спорта, что может негативно влиять на мотивирование начинающего спортсмена. При этом весьма отрадно, что в ответах родителей (72%) преобладают именно интересы ребенка, на вопрос «Почему занимается ваш ребенок спортом?», был указан интерес и желание самого ребенка заниматься данным видом спорта. Исходя из результатов опроса родителей, мы можем заключить, что большинство родителей поддерживают своих детей в занятии спортом, но в основном эта поддержка пассивна, им не ясны результаты занятием спортом. Поэтому возникает необходимость работы в повышении понимания родителями целей и сути спортивно - воспитательного процесса, содействовать совпадению с установками тренера, во избежание возможных скрытых или явных конфликтов между тренерами и родителями, а также для достижения более высокого спортивного результата.