Старший дошкольный возраст – это яркая и неповторимая страница в жизни человека. В этом период происходит большой скачок развитии, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.
Иногда даже взрослый человек неспособен разобраться своих переживаний, а ведь для ребенка эта задача является еще более сложной. Дошкольники не всегда правильно понимают даже простые эмоции, тем более трудно им осознавать разнообразные переживания, которые возникают из связей с окружающим миром.
Сегодня идёт внедрение идеи оказания помощи детям с отклонениями в развитии в форме организации интегрированного обучения. Поэтому, учителя логопеды, в любом образовательном учреждении могут столкнуться с проблемами организации диагностики и отслеживания динамики речевого развития детей с общим недоразвитием речи, имеющих различные уровни языкового развития.
Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).
Из-за проблем в развитии речи дети с ОНР, как правило, не умеют правильно выразить свои чувства, скованны, неловки, у них бывает неадекватная мимико-жестовая речь. Всё это часто становятся причиной страха, отчуждённости, враждебности, непонимание другого, а в следствии затрудняет общение детей между собой и взрослым.
У детей с ОНР незрелость эмоционально-волевой сферы является одним из факторов, тормозящим развитие познавательной деятельности из-за несформированности мотивационной сферы и низкого уровня контроля [2, c. 87].
Книги, сказки, спектакли являются для ребенка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии, а в свою очередь развитие чувств и фантазии приобщает его к духовному богатству, накопленному человечеством. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и "в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые".
Мною было проведено исследование с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, базой исследования: МБДОУ ЦРР детский сад №2 «Олененок» г. Якутска - опытно-экспериментальная группа, и ФГБДОУ «Детский сад комбинированного вида №88» г. Якутска – контрольная группа. Из каждого детского сада принимало участие по 10 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачей констатирующего этапа является - выявление первоначального уровня сформированности эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников с ОНР.
Для решения данной задачи констатирующего эксперимента использованы следующие методики:
- 1 методика Е.И. Изотовой «Эмоциональная идентификация»;
- 2 методика М. Люшера «Цветовой тест»;
- 3 методика М.3. Друкаревича «Рисунок несуществующего животного».
1. Методика «Эмоциональная идентификация» (Е.И. Изотова)
Цель: Выявить особенности идентификации эмоций различных модальностей у детей дошкольного возраста, индивидуальные особенности эмоционального развития. Выявить возможности детей в воспроизведении основных эмоциональных состояний и их вербализации.
Стимульный материал: пиктограммы (схематические изображения или смайлики), изображения лиц взрослых и детей с различными эмоциональными выражениеми.
Анализ результатов проведенного диагностирования по методике «Эмоциональная идентификация» в экспериментальной группе показывает, что: 5 детей (50%) находятся на низком уровне, 3 детей (30%) находятся на среднем уровне, 2 детей (20%) находятся на высоком уровне. Результаты диагностики на выявление уровня эмоциональной идентификации старших дошкольников на констатирующем этапе отражены на диаграмме 1.
Диаграмма 1
Выявление уровня эмоциональной идентификации в ЭГ
Анализ результатов проведенного диагностирования по методике «Эмоциональная идентификация» в контрольной группе показывает, что: 4 детей (40%) находятся на низком уровне, 3 детей (30%) находятся на среднем уровне, 3 детей (30%) находятся на высоком уровне. Результаты диагностики на выявление уровня эмоциональной идентификации старших дошкольников на констатирующем этапе отражены на диаграмме 2.
Диаграмма 2
Выявление уровня эмоциональной идентификации в КГ
- Методика «Цветовой тест» (М. Люшер).
Цель: выявить особенности эмоционального развития, наличие тревожности и агрессивности.
Стимульный материал: набор карточек из 8 цветов: серого (0), темно-синего (1), сине-зеленого (2), оранжево - красный (3), светло - жёлтый (4), фиолетового (5), коричневого (6) и черного (7)
Анализ результатов проведенного диагностирования по методике «Цветовой тест» (М. Люшер) в экспериментальной группе показывает, что: 3 детей (30%) находятся на низком уровне, 5 детей (50%) находятся на среднем уровне, 2 дошкольников (20%) находятся на высоком уровне. Результаты диагностики на выявление особенности эмоционального развития, наличие тревожности и агрессивности у старших дошкольников с ОНР на констатирующем этапе отражены на диаграмме 3.
Диаграмма 3
Выявление особенности эмоционального развития, наличие тревожности и агрессивности в ЭГ
Анализ результатов проведенного диагностирования по методике «Цветовой тест» (М. Люшер) в контрольной группе показывает, что: 5 детей (50%) находятся на низком уровне, 4 детей (40%) находятся на среднем уровне, 1 ребенка (10%) находятся на высоком уровне. Результаты диагностики на выявление особенности эмоционального развития, наличие тревожности и агрессивности у старших дошкольников на констатирующем этапе отражены на диаграмме 4.
Диаграмма 4
Выявление особенности эмоционального развития, наличие тревожности и агрессивности в КГ
- Методика «Рисунок несуществующего животного» (М.3. Друкаревич).
Цель: Выявить особенности эмоциональной сферы, наличие тревожности, негативных эмоциональных проявления, скрытых страхов.
Диаграмма 5
Особенности эмоциональной сферы, наличие тревожности, негативных эмоциональных проявления, скрытых страхов
по методике М.3. Друкаревич в ЭГ
Анализ результатов проведенного диагностирования по методике «Рисунок несуществующего животного» М.3. Друкаревича в контрольной группе показывает, что: 4 детей (40%) находятся на низком уровне, 4 детей (40%) находятся на среднем уровне, 2 детей (20%) находятся на высоком уровне. Результаты данной методики представлены в диаграмме 6.
Диаграмме 6
Особенности эмоциональной сферы, наличие тревожности, негативных эмоциональных проявления, скрытых страхов
по методике М.3. Друкаревич в КГ
Таким образом, исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что
после проведения диагностики особенности эмоциональной сферы у старших дошкольников с ОНР выяснилось, что 3 -5 детей находятся на низком уровне сформированности эмоционально-волевых сфер. Проанализировав полученные результаты констатирующего этапа эксперимента, определена цель второго этапа формирующего эксперимента – создать условия для развития эмоционально-волевых сфер у старших дошкольников с ОНР в экспериментальной группе, используя театрализованную деятельность.
В целях развития эмоционально волевой сферы старших дошкольников с ОНР используются серия заданий, которая включает:
· Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам («картинки – действия» по терминологии Л.С. Цветковой, 1985);
· Составление предложения по трем картинкам, связанным тематически;
· Пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа);
· Составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок;
· Сочинение рассказа на основе личного опыта;
· Составление рассказа-описания;
С учетом индивидуального уровня речевого развития ребенка программа обследования может быть дополнена доступными заданиями с элементами творчества:
· Окончание рассказа по заданному началу;
· Придумывание рассказа на заданную тему;
· Составление сказки.
Мы разработала цикл мероприятий, направленных на развитие эмоционально-волевых сфер у старших дошкольников с ОНР:
Инсценировка русской народной сказки «Кот, петух и лиса»
Инсценировка К. Чуковского «Муха-цокотуха»
Театрализованное представление русской народной сказки «Теремок»
Инсценировка сказки «Поросята»
Театрализованная инсценировка сказки «Волк и козлята»