Полный текст статьи
Печать

В настоящее время всё более актуальным становится использование в образовательном процессе методов, формирующих умение самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, делать выводы и умозаключения.Педагоги ДОО, работающие над данными вопросами, испытывают необходимость выбора эффективных средств развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, что позволит им в скором времени стать субъектом своей учебной деятельности. Эффективный способ решения этой проблемы - коллекционирование, благодаря которому дети учатся быть активными и целеустремленными в добывании знаний, их систематизации и обобщении.

Коллекционирование – один из видов познавательной деятельности детей. В то же время, есть педагоги, которые недооценивают его воспитательные возможности.

В настоящее время в системе дошкольного образования коллекционирование формируется как еще один эффективный метод познания детьми закономерностей и явлений окружающего мира. Ведь оно расширяет кругозор детей, развивает их пытливость.

По нашему мнению, в процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. Родители и педагоги должны создавать для этого все условия: он, прежде всего, должен обеспечить заинтересованное, образное восприятие действительности, позволяющее научить детей способам создания коллекций.

Для подтверждения этого предположения на базе МБДОУ д/с «Колосок» с. Болугур Амгинского улуса Республики Саха (Якутия) мы провели опытно-экспериментальное исследование. На констатирующем этапе для определения уровней развития познавательной активности детей были использованы методики - «Образец и правило» А.Л. Венгера; методика изучения эмоционального компонента познавательной активности Е.О. Брежневой; методика изучения когнитивного компонента познавательной активности Е.О. Брежневой. По итогам диагностики выявлено, что только 70% детей экспериментальной группы имеют качественный уровень наглядно-образного мышления, только 50% детей показали эмоциональную и когнитивную готовность к активной познавательной деятельности.

С целью повышения познавательной активности детей мы провели экспериментальную работу по организации коллекционирования в детском саду. Цель эксперимента – развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством коллекционирования.

Для этого мы решали такие задачи:

познакомить с коллекционированием как способом собирания интересных вещей, разъяснить понятие «Коллекция»;

вызвать интерес детей и родителей к коллекционированию; показать способы коллекционирования;

обогатить представление детей о различных видах коллекций;

поддерживать эмоционально-положительное отношение к теме.

Н.А. Короткова отмечает, что коллекционирование – это особая форма деятельности дошкольников, которая помогает им развиваться как личности. Она выделила несколько признаков, свойственных этому виду деятельности:

  • § нужно собирать те предметы, которые легко классифицировать на виды;
  • § можно подбирать реальный материал или образный для того, чтобы обсудить с детьми признаки, по которым нужно будет определить, подходит ли данный предмет для коллекции;
  • § обсуждаемый материал нужно поместить в таблицу;
  • § в работе должны принимать участия все дети группы [2].

Коллекционирование будет с успехом обеспечивать развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, если: использовать принцип усложнения учебного материала от простого к сложному; применять игровые технологии обучения, учитывающие активность каждого ребенка. Основными же принципами организации коллекционирования в детском саду мы считаем систематичность и постепенность обучения детей коллекционированию. Исходя из этого, мы запланировали развитие таких познавательных умений и действий у детей: основы составления коллекции, классификацию и свойства предметов коллекции, основные приёмы коллекционирования, составлять коллекцию согласно правилам, хранить предметы коллекции согласно правилам.

С.К. Афанасьева в статье «Коллекционирование  в педагогической деятельности ДОУ» выделяет следующие этапы работы с детьми и родителями:

  1. Погружение в идею коллекционирования детей и родителей.
  2. Организация детской продуктивной деятельности как совместной с воспитателем, так и совместной с родителями.
    1. Осуществление продуктивной деятельности в детском саду и в семье.
    2. Презентация результатов продуктивной деятельности в формате выставки в учреждении [1].

Большая роль в нашей работе отводится родителям, именно при их поддержке и правильному руководству ребенок способен создать коллекцию. Взрослый создает условия для продуктивной деятельности детей, организует детскую продуктивную деятельность, отвечает на вопросы детей, подсказывает, показывает, советует, помогает; деликатно контролирует; обогащает знания детей, повышает их эрудицию, развивает умения продуктивной деятельности; обсуждает с детьми презентацию, помогает в создании выставки.

Работа по развитию познавательной активности детей старшей группы включала следующие разделы, по которым создавали коллекции: «Собака – друг человека», «Магнитки», «Открытка», «Волшебный мир фантиков», Игрушки «киндер-Сюрприза», и также формы работы: организация разных видов продуктивной деятельности, беседы познавательного цикла, составление творческих, описательных рассказов, дидактические игры и др. Например,  по теме «Открытка» предусмотрены такие виды работы: беседа познавательного цикла «Об истории открыток»; составление творческого, описательного рассказа: «Моя любимая открытка», классификация открыток по темам: «Времена года», «По следам наших любимых мультиков», «Цветы и растения», «Транспорт», «Наши друзья – животные». Организовывали самостоятельный поиск детьми интересующей информации в коллекции. Проводили дидактические игры «Угадай и назови», «Разложи по временам года». Изготовили подарок папам открытки «Папин праздник». Заключительной формой работы стала презентация «Выставка открыток», разработанная детьми совместно со своими родителями. Мы считаем, что данные виды работы развивают у детей любознательность, познавательную потребность, самостоятельность, настойчивость и инициативность.

Благодаря вовлечению детей в коллекционирование, произошла заметная динамика познавательной активности – на 50%.

Познавательная активность детей в коллекционировании зависит от того, как взрослые относятся к собирательству. Но коллекционированием надо управлять, а вначале поддерживать и направлять познавательную деятельность ребенка. Поэтому помощь родителей просто необходима. Чтобы помочь родителям понять, что коллекционирование – дело необычайно увлекательное, но в то же время серьезное и кропотливое, была предложены консультации, направленные на формирование положительного отношения к данному виду деятельности детей.

Таким образом, развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста должно осуществляться в процессе различных видов их практической деятельности, ознакомления с окружающим миромпутем специального формирования у него представлений и понятий, именно поэтому эффективным методом работы здесь может служить применение в ДОО коллекционирования.