Полный текст статьи
Печать

В семье ребенок воспринимает окружающий мир таким, каким его подают родители. В семье зарождаются его симпатии, потребности, интересы. Ребенок копирует, подражая взрослым. Жизнедеятельность семьи, ее нравы, влечения, идеалы, привязанности, занятия, развлечения, весь уклад ее в свою очередь является отражением жизни всего общества. В данной статье рассмотрены результаты исследования представлений о семейном укладе жизни, семейных традициях, проведенного в 2010 -2016 гг у народов Северо-Востока России.

Семья является хранительницей национальных традиций. Воспитывая ребенка, родители передают свое представление о человеке, его личности, каким он должен стать, представление о мире, нравах, обычаях. В свою очередь, они являются носителями определенной этнической культуры. В трудах якутских педагогов В.Ф. Афанасьева, Д.А. Данилова, А.Г. Корниловой, И.С. Портнягина, А.Д. Семеновой, А.А. Григорьевой, и др. раскрываются различные аспекты имплицитной концепции личности у народов Якутии. В прошлом существовала своя система традиционного воспитания детей. Главным образом существовали две задачи, первая – подготовить ребенка к самостоятельной трудовой жизни, вторая – продолжение традиций народа. Ценности и атмосфера семьи определяют то, насколько она становится средой саморазвития и самореализации ее членов.

Противоестественность такой ситуации доказана социально – педагогической практикой. И в настоящее время общественность поняла, что без выполнения семьей своей воспитательной функции не может быть речи о социальном формировании растущих. Новая парадигма образовательно – воспитательной политики рассматривает семью как фундамент, где формируется личность, а также школу и другие институты воспитания как учреждения, которые способствуют социализации растущих. В формировании личности, а именно в повыщении уровня общего развития сельских детей большую роль играет образование родителей. За последние годы, «вырос воспитательный потенциал сельской семьи, повысился ее материальный и культурный уровень» [1]. 

Таблица 1.

Уровень образования жителей села

Наслеги

Всего жителей

В т.ч. детей дошк. и шк. возраста

Имеют образование

Высшее, н/п. высш.

Среднее: общее, спец.

Ниже среднего

Сунтарский улус

с. Тойбохой

1870

393

100

606

771

Усть-Алданский улус Чаран

655

163

23

58

411

Мындаба

690

205

18

198

269

Тулуна

638

115

25

243

255

Бэйдимэ

935

197

51

468

219

Ус-Кель

554

103

55

371

25

Бэттэ

628

119

27

201

281

 

В таблице 1 видно, что как в Сунтарском, так и в Усть-Алданском районах (улусах) высок процент жителей, имеющих образование ниже среднего. Так, в с. Тойбохой высшее и неполное высшее образование имеют 5,3%, среднее (общее и специальное) – 32,4%, ниже среднего – 41,2%. В селах Усть-Алданского района (улуса) – соответственно: 2,6%; 28,6%; 38,9%.

Во-первых, между уровнем образования и общей культурой труда, быта населения существует прямая связь, если взять за критерии такие показатели культуры, как умение одеваться, соблюдение правил этикета в общении, в привычках и т.д., умение анализировать любую ситуацию, совершенствовать технологию производства и др.

Во-вторых, в деревне ниже, чем в городе, уровень производительных сил, и, следовательно, иное соотношение между физическим и умственным рудом. Особенности сельского труда оказывают свое влияние на подрастающее поколение непосредственно, т.к. дети включаются в трудовые дела семьи. Личностные качества человека формируются не самим процессом труда, а теми отношениями, которые при этом возникают. Вопросам трудового воспитания детей в семье уделял много внимания А.С. Макаренко. Опираясь на традиции народной педагогики, он утверждал, что правильное воспитание невозможно себе представить, как воспитание нетрудовое. Поясняя смысл и значение трудового воспитания, он советует родителям иметь в виду ряд обстоятельств.

  1. Прилагать все усилия к тому, чтобы труд ребенка не был принудительным, а носил творческий характер, т.е. чтобы он трудился с интересом, любовью, без боязни «трудового пота», чтобы труд для него стал «формой проявления личности».
  2. Трудовое воспитание должно стать средством не только «физического развития в труде», но и психического и духовного развития человека.
  3. Необходимо в процессе труда воспитывать в ребенке определенные нравственные качества: любовь и уважение к трудовому человеку, нетерпимость к проявлениям тунеядства, лени, попытка увильнуть от труда.
  4. Важно учитывать, что трудовая подготовка в семье имеет большое значение в личной жизни человека, в определении его будущей профессии и квалификации.
  5. Учитывать, что семья должна готовить ребенка к труду не только и не столько для нужд самой семьи, но прежде всего для труда в общественном производстве, т.к. «ребенок будет членом трудового общества, следовательно, его значение в этом обществе, ценность его как гражданина будет зависеть исключительно от того, насколько он в состоянии будет принимать участие в общественном труде, насколько он к этому труду подготовлен» [2].

Нами было проведено анкетирование среди учащихся, с целью выяснения того, когда сельские дети начинают работать по хозяйству в подворье. Было охвачено 245 детей школьного возраста из различных районов (улусов) республики Саха (Якутия). Данные анкетирования дополнялись беседами. Для сравнения такую же анкету мы предложили 104 городским школьникам.

Результаты анкетирования показали, что 192 респондента (78,4%) детей сельской местности начинают работать на приусадебном участке и выполняют несложные поручения по дому с 8-10 лет, городские дети (65 детей (62,5%) с 10-12 лет.

Дети села принимают участие в возделывании овощных культур 147 (60%) из них проводят подготовку почвы и посадку растении т.д. В семьях, имеющих в своих хозяйствах домашних животных, 53,8% (132 учащихся) заготавливают корм животным и т.д. Среднегодовая продолжительность ежедневного труда учащихся села в домашних условиях 2,5-3 часа, а городских составляет 1 час. Данные цифры указывают на то, что большинство сельских семей рано приобщают детей к труду. У них выявлено больше желаний и интереса к труду. Это объясняется образом жизни сельской семьи. Основная часть жителей села занята сельскохозяйственным трудом. Данные условия приводят к большой загруженности детей и родителей бытовым трудом.

Из анализа анкет можно сделать следующие выводы: в большинстве своём о семейных традициях дети узнают от родителей 15 (22%), бабушек, дедушек – 26 (38,2%), от педагога в школе 18 (36,5%), из книг (сказок, рассказов, поговорок, загадок) – 7 (10,3%), из кинофильмов, телепередач, журналов – 2 (3%).

Другая анкета, предложенная детям, была направлена на выявление знаний, представлений о типах традиций (Какие традиции ты знаешь?). Ответы сгруппировались таким образом: традиции, существующие в повседневной жизни 25 (36,8%), семейные традиции 16 (23,8%), трудовые традиции 15 (22,1%), обрядовые праздничные традиции 12 (17,6%). К традициям, существующим в повседневной жизни, быту, дети отнесли гостеприимство, уважительное отношение к старшим, приветствие молодыми старших первыми, когда заходят в дом, из семейных традиций, дети наслегов назвали празднование нового года, дня рождения, 8 марта, день матери. Из обрядовых праздничных традиций назвали Ысыах. Нужно отметить, что при заполнении анкет дети выделяли традиции повседневной жизни. Также можно выделить из перечисленных традиций, почитание духов – Баай Байанай (Хозяин леса), Хатан Тэмиэрийэ (Хозяин огня), Аан Алахчын Хотун (Хозяйка земли), Кех Боллох Тойон (хозяин водоема), и др.

На основе этих традиций почитания созданы педагогические заповеди, учения айыы, которые знает каждый сельский ребенок: беречь родину, родные места, не наносить вреда природе, не загрязнять водоемы.

Для сравнения такая же анкета была предложена городским учащимся. Городские школьники могли назвать только народные и семейные традиции.

Таблица 2

Уровень знаний детей этнических традиций

 

Всего опрошенных учеников

Традиции, сущ в повседневной жизни, в быту

Семейные традиции

Празднично-обрядовые

Нет ответа

Ср.шк.№14, 9а кл. г. Якутска

15

7

3

2

3

Ср.шк.№31, 8в кл. г. Якутска

35

5

16

4

10

Тойбохойская ср.шк. 8-9 классы

44

16

15

11

2

Куокунинская ср.шк. 8-9 классы

24

9

10

5

-

 

Проанализировав анкет делаем вывод: по сравнению с ответами городских детей в большинстве ответов сельских детей прослеживается знание прогрессивных этнических традиций. Опрашиваемые городские школьники имеют смутное представление о содержании и смысле традиций. Вышеперечисленные данные говорят о том, что в сельских условиях у детей, более широкий спектр взглядов на этнические традиции, так как сельская среда является носительницей традиции. Так, например, почти у каждой третьей сельской семьи есть подсобное хозяйство, также у каждой женщины есть национальные украшения, национальный костюм, на кухне у каждой второй встречаются такие необходимые предметы, пришедшие из старины, как кытыйа, чороон, хамыйах (кухонная утварь). Сельская семья, в основном трехпоколенная, в работе с детьми пользуются определенными народными методами воспитания. (личный пример. Приучение, наблюдение и т.д.).

Для сельских семей характерно компактное проживание на большом участке земли. Наблюдаются крепкие родственные связи. Это обусловлено тем, что для якутской семьи характерно совместное проживание разных поколений. Здесь сохраняются основы семейного воспитания, когда старшие получают возможность младшим, а у последних есть возможность проявить заботу о пожилых родителях. Для ребенка, растущего в трехпоколенной семье, это обстоятельство имеет воспитательное значение. На примере своих родителей, ребенок учится почитать старость оказывать внимание, поддержку.

Для выявления специфики влияния сельского социума на формирование личности школьника, было проведено обследование уровня ценностных ориентаций по методу индивидуального ранжирования. Исследование проводилось в сунтарском улусе (с. Тойбохой, с. Куокуну и Сунтар). Было охвачено 153 ребенка 15-17 лет. Респондентам предлагалось проранжировать 18 ценностей-целей (терминальных ценностей), исходя из их предпочтительности.

Данные обследования отражены в таблице №3. 

Таблица 3

Таблица терминальных ценностей.

Ценности

Тойбохой

Куокуну

Сунтар

1

Активная, деятельная жизнь

1

5

18

2

Жизненная мудрость

14

6

13

3

Здоровье

2

3

1

4

Интерсная работа

6

4

6

5

Красота природы, искусства

11

7

12

6

Любовь

5

8

5

7

Материально-обеспеченная жизнь

4

9

4

8

Наличие хороших верных друзей

3

10

11

9

Общая хорошая обстановка в стране

12

16

14

10

Общественное признание

18

17

7

11

Познание

13

1

2

12

Равные возможности для всех

15

18

15

13

Самостоятельность

16

2

16

14

Свобода как независимость в поступках и действиях

17

15

17

15

Счастливая семейная жизнь

8

11

3

16

Творчество

7

12

8

17

Уверенность в себе

9

14

9

18

Удовольствие (жизнь полна развлечений)

10

13

10

 

Выявлено, что для сельских детей характерна широкая социальная направленность. Определяя свои жизненные цели, школьники 16-17 лет, считают, что если будет хорошее здоровье, то можно добиться активной, деятельной жизни (с. Тойбохой), познания (Куокуну, Сунтар). Что касается материально обеспеченной жизни, то оно было поставлено на четвертое (с. Тойбохой, Сунтар, а школьниками с. Куокуну – на девятое место. В последнее время рост ориентации подрастающего поколения на материальные ценности увеличивается. Это связано, на наш взгляд, с существенным влиянием социальной микросреды.

Дети с младшего школьного возраста вступают в трудовую деятельность. Так, трудовое воспитание у народов севера показывает, что у многих детей, рано проявляется склонность к какому-то виду специальности: овощеводство, работа по дереву, рукоделие, народные промыслы. Приобщение детей в семье, учащихся в школе к трудовым традициям способствует формированию у них устойчивой ориентации на трудовой образ жизни, нравственно-психологическую готовность к труду.

Так, народам севера свойственны особая привязанность к детям и раннее приобщение их к жизни и труду. Поэтапное, целенаправленное трудовое воспитание детей, обеспечивало передачу производственного опыта старших подрастающему поколению. Подростки оказывают существенную помощь в выпасе оленьих стад в летний период. Рано приобщаясь к труду, дети имеют возможность наблюдать за поведением оленей в разные периоды, учиться принципам выбора оленьих пастбищ и кормов. Они учатся различать оленей по полу, возрасту и окраске. В подготовку будущих оленеводов входило приобретение ими силы воли в преодолении голода, холода, бессонницы. Раньше потребление пищи намеренно ограничивалось, так как лишний вес препятствовал быстроте движений. Процесс трудовой подготовки у детей народов севера заканчивался к 14-15 годам. Мальчики к этому времени должны овладеть основами оленеводства, рыболовства и охоты, позволяющими постепенно перейти к самостоятельной жизни и деятельности. А девочки – превратиться в хороших хозяек и рукодельниц. Народы севера значительное внимание уделяют физической подготовке детей. С целью укрепления приобретаемых навыков для подростков, устраиваются спортивные состязания: стрельбе из лука, гонки на оленях, прыжках через нарты, метании аркана на точность и дальность.

Трудовое воспитание детей у народов севера – это воспитание в атмосфере родной стихии исконных видов занятий, самобытной материальной и духовной культуры поколений и предков. У народов севера: эвенов, эвенков, юкагиров в течение многовекогового опыта складывались неписаные законы, житейские правила, традиции, обычаи, которые являются сейчас источниками народной педагогик, в частности воспитание детей в семье. Так, принцип обучения, воспитания в семье у народов севера исходит из условий жизни на лоне суровой природы.

Таким образом, рассмотрев этнокультурные традиции семейного воспитания народов Северо-Востока России пришли к следующим выводам:

- этнические традиции как правила и законы жизни, поведения представляют собой самостоятельное социальное явление, которое влияет на управляемость процесса воспитания;

- совокупное влияние природных факторов, исторического опыта народов северо-востока России на развитие таких социальных феноменов как общество, человек, труд, а также их взаимодействие обуславливает разноплановость, разнохарактерность этнических традиций воспитания.