Семья – это основа основ, начало начал. Важность семейного воспитания заключается в том, что ребенок получает от родителей те ценности и ориентиры, руководствуясь которыми он будет строить свою жизнь. В соответствии с резолюцией генеральной Ассамблеи ООН с 1993 года 15 мая ежегодно отмечается Международный день семьи в целях продвижения и пропаганды статуса семьи, который испокон веков является главным институтом воспитании.
Хочется отметить, что в наше время дошкольным образовательным организациям важно эффективно и целенаправленно сотрудничать с обществом и родителями.
Сегодня родители и дети становятся полноценными участниками образовательного и воспитательного процессов [1]. Таким образом, злободневной проблемой дошкольного образования на сегодня остается вовлечение родителей в совместную деятельность по обучению и воспитанию детей.
В литературе отмечается, что отцы во многом влияют как на эмоциональное, духовное, нравственное, психологическое развитие ребёнка-дошкольника, так и определяют его жизненную позицию, формирование самооценки, играют огромную роль в его воспитании. Мы считаем, что отцы, у которых установились крепкие эмоциональные связи с детьми в младенческом возрасте, в дальнейшем оказываются более чуткими к изменяющимся потребностям и интересам взрослеющих детей. В целом к таким отцам дети больше прислушиваются, ориентируются на их мнение, ведь отцовская любовь, как и материнская, необходима для нормального развития ребёнка.
Актуальность данной проблемы в том, что отсутствие влияния со стороны мамы или папы может привести к искажению мироощущения и нарушению поведения ребенка. Ведь от обоих родителей зависит, каким вырастет их чадо.
Сегодня, в век информатизации, дети большую часть времени предоставлены сами себе. Компьютерные игры, телевизор, современные гаджеты вытесняют живое общение в семье. В такой ситуации в семье происходит отчуждение детей и взрослых, отсутствует та атмосфера, когда неспешно, по-доброму проходит общение детей и родителей [2].
Мы считаем, что объединение усилий дошкольной организации и родителей является обязательным условием успешного решения усложнившихся воспитательных задач. Только вместе с родителями можно результативно решать такие проблемы, как выбор образовательной программы ребенка, мотивация к знаниям, предупреждение асоциального поведения дошкольников, формирование у них ценностного отношения к здоровью. Однако не все родители открыты для такого разговора и сотрудничества. Причин этому немало:
- инертность родителей, нежелание что-либо менять и меняться самим;
- следование сложившимся стереотипам воспитания и моделям, привнесенным из собственного детства;
- непонимание целей совместной деятельности с дошкольным учреждением и своей роли в ней;
- ошибки педагогов, приводящие к внутренней враждебности и агрессивности родителей.
Все вышеперечисленное позволяет предположить, что работа с родителями, которая будет строиться на новых диалогических основаниях, способна стать отправной точкой для выстраивания партнерских отношений воспитателей и родителей.
Цель проекта – формирование у родителей представления о роли отца в развитии личности ребенка и обеспечение благополучия ребенка в семье, эмоциональное обогащение отношения «ребенок-родитель».
Задачи проекта предусматривают работу с детьми и взаимодействие с родителями. Так, задачи работы с детьми предусматривают формирование правильного представления детей о составе семьи, роли отца в семье; воспитание интереса к профессиям их отцов, воспитывать в детях чувство гордости и уважения к отцу; помощь каждому ребенку в осознании себя как полноправного, любимого члена семьи.
Для работы с родителями предстоит решение следующих задач, направленных на организацию взаимодействия с родителями: педагогическое просвещение родителей о специфике роли отца в формировании личности мальчиков и девочек;
помощь родителям осознать степень важности взаимопонимания и доверительных отношений как друг с другом, так и с ребенком; знакомство отцов со способами не травмирующего управления поведением детей; составление и реализация плана совместных мероприятий и продуктивной деятельности с папами.
Данный вид проекта: краткосрочный. Его технология предусматривает реализацию четырех взаимосвязанных этапов. На 1 этапе осуществляется предварительная подготовка. В рамках этого этапа проводятся беседы - интервью с детьми и мамами о семье, о традициях семьи: даты, отмечаемые всей семьёй; круглый стол (знакомство с проектом). На 2 этапе в основном решаются задачи по выявлению у семей главных принципов жизни, которых они придерживаются; моделирование способов поведения родителей в ситуациях разрешения противоречий между детьми и родителями; помощь в определении стиля семейного воспитания; выяснение характера внутрисемейных отношений.
На этом этапе проводятся: анкетирование пап: «Хороший ли вы отец?», «Каковы мы, мужчины?»; индивидуальные консультации: «Плохие слова», «Как отучить ребенка ругаться», «Дети нуждаются в правилах», «О наказании»; общая консультация «Роль отца в воспитании ребенка!»
На 3 этапе реализуется работа, направленная на организацию взаимодействия с отцами с целью повышения их роли в образовательном процессе. Для обеспечения результативности данной процесса решаются следующие задачи: привлечение отцов к участию в воспитательном процессе детей группы; выявление и повышение творческого потенциала пап; повышение психолого - педагогической компетентности отцов; создание эмоционального комфорта в группе для родителей и детей в ходе проведения совместных мероприятий.
Система совместной работы включает следующие мероприятия: «Папы милого портрет»- рисунки детей ко дню отца; конкурс кормушек среди пап «Папа - мастер на все руки!», игротренинг для пап; педагогическая гостиная «Папы, будьте вместе с нами!»; «Папы разные нужны, папы разные важны» - занятие по знакомству с профессиями пап; участие пап в досуговых мероприятиях группы «Вечера развлечений»: «В гости к нам пришел Петрушка», «Жили-были…», выпуск газет с мамами «Расскажу я вам про папу…!», спортивный праздник «Самый ловкий, самый смелый!», совместный досуговый вечер «Нам вместе весело!» и др.
Для определения уровня результативности данного проекта на 4 этапе ставятся следующие задачи диагностики: на основе повторного анкетирования пап, бесед с детьми и мамами выявить изменения в проявлении воспитательной функции отцов;
сформулировать выводы по итогам реализации проекта, спланировать перспективу дальнейшей работы.
Данный проект находится на стадии реализации. Ожидаемыми результатами проекта можно будет считать:
1. Описанный выше комплекс образовательных мероприятий способствует поднятию статуса отца в семье, обеспечит благополучие ребенка в семье на основе общего интереса, соучастия в творческой деятельности, будет эффективным педагогическим условием для организации партнерских взаимоотношений между педагогами и родителями.
2. Доверительные отношения с детьми на основе понимания и сотрудничества. Обогатится чувственный опыт каждого ребенка, благодаря созданию благоприятных эмоциональных условий, при организации взаимного общения с родителями. проявления своих чувств к окружающим.
Перспектива идеи проекта «Тепло отцовской любви»» заключается в том, что содержание может быть внедрено в процессе организации социального партнёрства с семьей другими ДОО.
Подводя итог, хочется подчеркнуть, что именно взаимодействие родителей и детей способствует эмоциональному сближению, получению родителями и детьми опыта партнерских отношений.