Полный текст статьи
Печать

В настоящее время в условиях интеграции российской системы образования в международное образовательное пространство, особое значение приобретает культуроведческая составляющая содержания образования. Актуальной становится проблема поликультурного образования, целью которого является личность, обладающая межкультурной компетентностью, сформированной на основе своей национальной культуры.

Республика Саха (Якутия) является одним из поликультурных регионов Российской Федерации. И именно с раннего возраста необходимо уделять особое внимание формированию основ этнокультурной компетентности, т.е. создавать условия для осознания младшими школьниками своей принадлежности к определенной культуре, выбора и осуществления культуросообразного образа жизни, способствующего самоопределению, доброжелательному отношению к другим людям вне зависимости от национальности, вероисповедания, готовности к диалогу культур.

Вопросы этнокультурной компетентности личности исследуются в трудах Е.М. Алифановой, Н.И. Белоцерковец, М. Беннет, Л.А. Парамоновой, А.А. Пинского, Т.В. Поштаревой, Л.В. Свирской, И.Д. Фрумина, С.Е. Шишова, А.В. Хуторского и др.

Культура является богатым воспитательным источником развития ребенка (Н.А. Бердяев, Е.В. Бондаревская, А.В. Запорожец, М.С. Каган), а как ценность, культивируемая народной педагогикой, культура выступает условием совершенствования и развития личности (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, В.С. Библер, Г.Н. Волков, М.С. Каган, М.А. Абрамова, А.А. Григорьева, Д.А. Данилов, Н.Д. Неустроев, У.А. Винокурова, И.С. Портнягин, К.Д. Уткин и др.).

Под этнокультурной компетентностью мы понимаем, свойство личности, которое выражается в наличии представлений и знаний о культуре, традициях, обычаях своего народа; сформированности умений и навыков поведения; готовности детей к взаимопониманию и взаимодействию, направленных на его успешную адаптацию в полиэтнической среде.

Педагогический потенциал народного декоративно-прикладного искусства заключается в том, что является источником познания, углубляя представлений об истории, культуре своего народа, свойствах и принципах декоративной композиции.

Занятия декоративно-декоративным искусством способствуют обогащению духовного и чувственного мира обучающегося. При знакомстве с видами народного декоративно-прикладного искусства дети узнают о самобытности, семантику орнамента, связи искусства с бытом и жизнью народов Севера. У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей.

Народное декоративно-прикладное искусство развивает творческие способности учащихся, развивает нестандартное оригинальное мышление, индивидуальность, умение наблюдать и видеть в готовых изделиях традиции декоративно-прикладного искусства, которые основываются на мировоззрениях якутов.

Из всего многообразия видов декоративно-прикладного искусства наиболее интересен якутский национальный костюм. В воспитательном и культурологическом аспекте народный костюм несет в себе огромную воспитательную смысловую нагрузку. Так как в искусстве народного костюма сосредоточены наиболее важные черты и особенности народного сознания, его социальные, нравственные, религиозные представления, этнические идеалы, для выражения которых использованы художественные средства.  Содержание воспитательной работы по формированию этнокультурной компетентности направлено на ознакомление детей с историей и традициями своего народа; возрождение традиционных промыслов и ремесел; анализе и выявлении общего, частного и особенного в культуре, традициях народов, проживающих в Якутии.