Полный текст статьи
Печать

В современных условиях, патриотическое воспитание становится одним из центральных направлений рабoты с подрастающим поколением, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества. Сейчас в обществе период нестабильности, и возникает необходимость вернуться к истории своей семьи, к истории своей страны, к его вековым корням, к таким понятиям, как род, родство, Родина. Тема патриотического воспитания очень актуальна, поэтому имеет заслуженное место во многих документах по дошкольному образованию:

  • В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в разделе «Общие положения» пункте 1.6 говорится: «Стандарт направлен на решение следующих задач: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».
  • В разделе «Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования»: «Содержание Программы определяется несколькими образовательными областями, одна из них - познавательное развитие: формирование первичных представлений o малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках».
  • В Федеральном законе «Oб образовании в Российской Федерации» в статье 3 «Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования» обращаем внимание: на гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, воспитания взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, бережное отношение к природе и окружающей среде.

К проблеме патриотического воспитания дошкольников в разное время обращались следующие педагоги и ученые: Л. Н. Толстoй, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, Я. А. Коменский, Г. Н. Волков, В. А. Сухомлинский. В исследование данной проблемы в наше время значительный вклад внесли Н. Г. Комратова, Л. А. Кондрыкинская, Е. Ю. Александрова, Ю. М. Новицкая и другие. В  патриотическом и гражданском воспитании дошкольников современные исследователи делают акцент на воспитании любви к природе, родному дому, культуре малой Родины.

Исследовав наследие педагогов-классиков (Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, В. И. Вернадский) по проблемам патриотического воспитания, мы обратились к идеям американского педагога Джона Дьюи, которые отличаются целостью подхода к процессу воспитания человека, живущего в демократическом обществе.

В условиях ломки нравственных идеалов российского общества, сложившиеся в настоящее время, противоречия, в формировании патриотизма у дошкольников, приобретают особую актуальность. В сфере воспитания приоритет над духовными и нравственными интересами значительно уступает интересам материальным, что резко снижает воспитательное воздействие семьи.

Выходом из противоречия, является, приоритет комплексного подхода в развитии и воспитании дошкольника на основе обращения к истокам и традициям малой родины.

В арсенале педагогических средств и методов обучения Е.А. Кравец и Я.Ю. Филонова считают, что проектирование является основным видом образовательного процесса. Джон Дьюи предложил использовать метод проектов, предполагающий поэтапную последовательность в организации развития и воспитания детей: от прошлого опыта и выявления возможностей – к современному планированию и реализации намеченного.  

Разобрав разнообразные методы работы, подвели итог, что введение в работу с дошкольниками проектной деятельности, является одним из средств активизации творческого и познавательного развития ребенка. Приобретаемые детьми знания в ходе реализации проекта, становятся наследием их личного опыта. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к воспитанию и обучению, он формирует навыки сотрудничества, развивает познавательный интерес к различным областям знаний. Организация проектной деятельности, признана одной из наиболее интересной, эффективной и целесообразной формой. На  основе этого мы выбрали тему «Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны» через организацию проектной деятельности.

В современном обществе чрезвычайно актуальна тема Великoй Отечественной войны, она способствует сплочению и объединению нашего народа. Детям дошкольного возраста близок и понятен день Победы, потому что реализует достаточно ясную и простую идею, известную им из сказок, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра. Время неумолимо уносит вдаль, события тех героических дней, когда над Рейхстагом взвился флаг победы.  И с каждым годом остаётся все меньше в живых свидетелей тех горьких и великих лет. Не дать нам забыть подвиг старшего поколения, и донести его до ума и сердца наших детей – стало главной целью проектной деятельности по работе с детьми.

В хoде беседы перед началом проекта выяснилось, что дети имеют малое представление o Великой Отечественной войне. Большинство из них не знали, какой след оставила война в их семьях.

Таким образом, существует угроза утраты исторической памяти o самoм важном и трагичном событии нашей Родины и всего мира в 20 веке – Великой Отечественной войне.

Цель проекта: Изучение биoграфий тружеников тыла Великой Oтечественной войны, с целью повышения интереса к истории своей семьи, истории своей страны.

При планировании проектной деятельности была использована мыслительная карта. «Мыслительная карта» - это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Это мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Основателем этой техники является американский специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзен. На сегодняшний день метод мыслительных карт является инновационным направлением в дошкольной педагогике.

Проект состоял из 3 этапов. Подготовительный этап включал в себя постановку проблемы, цели и задач, создание развивающей среды, подбор методической и художественной литературы, разработка занятий и плана мероприятий по теме проекта. В практическом этапе - реализация проекта. В итоговом этапе - презентация проекта.

В работе над данным проектом я знакомила детей с историей нашей Родины, воспитывала патриотические чувства к своей Родине, уважение и любовь к ветеранам, приобщала к историческим ценностям своего народа.

Проект включал в себя:

  • Создание уголка патриотического воспитания «Мы помним! Мы гордимся!»;
  • Создание в уголке патриотического воспитания мини-библиотеки;
  • Организация выставки совместно с сельской библиотекой «Поклонимся великим тем годам»;
  • Тематическая беседа «9 мая – День Великой Победы»;
  • Ордена и медали Великой Отечественной войны (Знакомство с боевыми наградами);
  • Выставка детских поделок совместно с родителями «С Днем Победы»;
  • Аппликация «Открытка ветерану»;
  • Встреча с ветеранами тыла;
  • Сбор материала, анализ и систематизация семейных фото и документальных источников;
  • Оформление Книги Памяти «Герои, которые ковали победу в тылу».

В итоге проектной деятельности:

  • Дети познакомились с историей своей семьи и судьбой своих прадедов;
  • У детей сформированы представления о мужестве героев на войне и самоотверженном труде в тылу женщин, стариков и детей.
  • У детей обогатились знания о празднике Дне Победы.

Продуктами проектной деятельности являются:

  • Уголок патриотического воспитания «Мы помним! Мы гордимся!»
  • Выставка детских поделок совместно с родителями «С Днем Победы».
  • Создание мини-библиотеки.
  • Книга Памяти «Герои, которые ковали победу в тылу».

Проекты являются идеальной возможностью для интенсивного вовлечения родителей и других членов семьи в образовательную деятельность. Проектная деятельность стимулирует сотрудничество с родителями и семьями.

В ходе проекта родители приняли активное участие в выставке детских поделок «С Днем Победы», в организации встречи детей с ветераном тыла, в сборе фотографий и материалов о ветеранах тыла.

В реализации проекта родители оказали большую помощь и поддержку в изучении необходимого материала по теме проекта, а также способствовали осуществлению поставленных нами задач, достижению хороших результатов взаимодействия педагог-родители-дети.

В результате проектной деятельности мы с детьми пришли к выводу, что в дальнейшем, в уголке «Мы помним! Мы гордимся!» мы внесем фотоальбом с фотографиями военных лет, а в  мини-библиотеке оформим книжки с другими темами. А также работа в уголке будет постоянно обновляться, и использоваться в других деятельностях.

Исходя из результата проделанной работы, можно сделать следующий вывод: использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным.

Таким образом, мы (педагоги и родители) в душу маленького человека посеем зернышко любви, которое прорастет в нечто большее, что позволит ему с гордостью нести по жизни лозунг «Помнить прошлое – беречь настоящее – думать о будущем».