Полный текст статьи
Печать

Актуальность проблемы заключается в том, что математические представления о величине предметов необходимы в практической жизни каждого человека и их сформированность является условием успешного обучения ребенка. В развитии представлений о величине предметов заложены большие возможности для развития мышления детей.

Для правильной и полной характеристики любого предмета оценка величины имеет не меньшую значимость, чем оценка других его признаков. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это оказывает существенное влияние на формирование у детей более полных знаний об окружающей действительности.

Осознание величины предметов положительно влияет на умственное развитие ребенка, так как тесно связано с развитием способности отождествления, распознания, сравнения, обобщения.

«Федеральный государственный образовательный стандарт» выдвигает игру, как основу организации всех видов деятельности. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Среди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Осуществление воспитательно-образовательной работы с детьми - основная функция педагога дошкольного воспитания. Она реализуется в планировании предстоящей работы на основе программно-методической документации, в непосредственном проведении этой работы, в анализе ее результатов. Современный педагог, опираясь на данные психолого-педагогических, социологических исследований, осознает, что основы личности человека закладываются в семье, влияние которой на развитие ребенка нельзя заменить влиянием никакого, даже очень квалифицированного общественного образовательного учреждения. В интересах воспитанников педагог должен содействовать повышению педагогической культуры родителей, обеспечивать согласованность в воспитании ребенка, помогать отдельным семьям в этом процессе. Поэтому профессиональными функциями современного педагога являются следующие: - участвовать в педагогическом просвещении родителей; - регулировать и согласовывать воспитательные воздействия семьи и дошкольного учреждения.

Основными формами совместной работы детского сада и семьи по вопросам развития детей являют­ся доклады и сообщения на родительских собраниях и кон­ференциях; организация выставок наглядных пособий с опи­санием их использования; открытые мероприятия для родителей; групповые и индивидуальные консультации, беседы, передвижные папки и т.п.

Перед нами встала задача привлечь родителей к сотрудничеству с ДОУ, выработать у родителей умения организовывать с ребенком дидактические игры по формированию представлений о величине предметов.

Для этого нами был разработан перспективный план по работе с родителями, для формирования представлений о величине предметов у детей младшей группы посредствам дидактических игр.

Самой первой работой с  родителями, по формированию представлений о величине предметов у детей младшей группы через дидактические игры, была проведена беседа. В ней мы уточнили, с кем из членов семьи ребенок бывает чаще, какие методы используются в семейном воспитании, в частности по формированию представлений о величине предметов. Разговаривая с родителями, мы внимательно прислушивались к тому, что их волнует, тревожит. Ненавязчиво дали рекомендации, как эффективнее знакомить детей с понятиями величины предметов.

Перед проведением родительского собрания было проведено анкетирование родителей. Целью анкетирования был сбор информации для оказания в дальнейшем практической помощи родителям по формированию математических представлений с помощью игровых приемов. В результате родители заинтересовались, а как правильно обучать детей математическим представлениям?

В октябре нами было проведено родительское собрание «Учите математику играя» с целью: повысить уровень педагогической культуры родителей в вопросах математического развития младших дошкольников; практическое обучение родителей играм с детьми младшего дошкольного возраста; сплотить коллектив родителей. И выставлена папка передвижка для родителей  «Как научить ребенка различать понятия: длинный – короткий, широкий – узкий, высокий – низкий».

Выдача памятки для родителей «Не отрываясь от дел. Математика занимательная игра» проводилось в ноябре. В ней были представлены ситуации,

в которых родителям предоставляется возможность сообщить новые знания и выявить уровень имеющихся знаний и умений по величине предметов. Например, мама (бабушка) на кухне готовит обед. Ребенок рядом с ней. «Подай мне самую большую морковку, и еще одну маленькую морковку.» При этом взрослый вслух, интонацией выделяет слова одну большую, маленькую. Ребенку нравится такая совместная игра со взрослым. Вот так, ненавязчиво, родители помогают ребенку приобрести знания о размере предметов. И так далее.

Результатом стало более тесное общение родителей со своим чадом. У детей стала развиваться речь в ней стали звучать математические термины.

В начале декабря мы провели выставку дидактических для формирования представлений о величине предметов. В результате родители воочию увидели разнообразие дидактических игр.

Беседу с родителями «Играем дома и по дороге в сад» мы провели в январе. В ней ненавязчиво дали рекомендации, как эффективнее продолжать знакомить детей с понятиями величины предметов как можно усложнить детям игру.

В феврале родителям были розданы буклеты «Дидактические игры для формирования представлений о величине предметов». Целью данной работы было, показать разнообразие игр для формирования представлений о величине предметов в которые можно играть дома.

В марте нами была проведена фотовыставка «Играем дома в игры по формированию представлений о величине предметов». В ней приняло участие большинство семей нашей группы.

В апреле заключительным этапом нашей работы, было проведено анкетирование родителей с целью сбора информации просвещенности родителей по проблеме «Дидактические игры для формирования представлений о величине предметов у детей младшей группы».

Анализом всей работы стало более тесное общение родителей со своим чадом. Родители научились организовывать с ребенком дидактические игры по формированию представлений о величине предметов.

Каждый день родители могут найти разные возможности для развития у детей представлений о величине предметов. Для этого и не нужно много времени, главное в том, чтобы родители понимали значение таких занятий, в этом и заключалась наша работа. 

Перспективный план работы с родителями младшей группы по формированию представлений о величине предметов через дидактические игры. 

Месяц

Тема

Форма работы

Сентябрь

Особенности мышления детей младшего дошкольного возраста

Беседа

 

«Формирование элементарных математических представлений»

Анкетирование родителей

 

Октябрь

«Учите математику играя»

Родительское собрание

Консультация для родителей

 «Как научить ребенка различать понятия: длинный – короткий, широкий – узкий, высокий – низкий»

Выставление папки передвижки

Ноябрь

«Не отрываясь от дел. Математика занимательная игра»

Памятка

Декабрь

Дидактические игры для формирования представлений о величине предметов

Выставка дидактических пособий

Январь

Играем дома и по дороге в сад.

Беседа

Февраль

Дидактические игры для формирования представлений о величине предметов

Буклет

Март

«Играем дома в игры по формированию представлений о величине предметов»

Фотовыставка

Апрель

Удовлетворенность проводимой работой по формированию представлений о величине предметов

Анкетирование 

 

Таким образом черпать свои знания по формированию представлений о величине предметов ребенок должен не только с занятий по математике в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. Здесь на первое место выходят родители ребенка. Здесь их помощь неоценима, помощь родителей, которые желают внести свою лепту в дело развития и воспитания собственного ребенка. Совместный поиск решения проблем, помогает организовать обучение детей и взрослых, которое не только способствует лучшему усвоению знаний, но и обогащает духовный мир ребенка, устанавливает связи между старшими и младшими, необходимые им в дальнейшем для решения жизненных проблем.