Актуальность проблемы заключается в том, что математические представления о величине предметов необходимы в практической жизни каждого человека и их сформированность является условием успешного обучения ребенка. В развитии представлений о величине предметов заложены большие возможности для развития мышления детей.
Для правильной и полной характеристики любого предмета оценка величины имеет не меньшую значимость, чем оценка других его признаков. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это оказывает существенное влияние на формирование у детей более полных знаний об окружающей действительности.
Осознание величины предметов положительно влияет на умственное развитие ребенка, так как тесно связано с развитием способности отождествления, распознания, сравнения, обобщения.
«Федеральный государственный образовательный стандарт» выдвигает игру, как основу организации всех видов деятельности. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Среди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Осуществление воспитательно-образовательной работы с детьми - основная функция педагога дошкольного воспитания. Она реализуется в планировании предстоящей работы на основе программно-методической документации, в непосредственном проведении этой работы, в анализе ее результатов. Современный педагог, опираясь на данные психолого-педагогических, социологических исследований, осознает, что основы личности человека закладываются в семье, влияние которой на развитие ребенка нельзя заменить влиянием никакого, даже очень квалифицированного общественного образовательного учреждения. В интересах воспитанников педагог должен содействовать повышению педагогической культуры родителей, обеспечивать согласованность в воспитании ребенка, помогать отдельным семьям в этом процессе. Поэтому профессиональными функциями современного педагога являются следующие: - участвовать в педагогическом просвещении родителей; - регулировать и согласовывать воспитательные воздействия семьи и дошкольного учреждения.
Основными формами совместной работы детского сада и семьи по вопросам развития детей являются доклады и сообщения на родительских собраниях и конференциях; организация выставок наглядных пособий с описанием их использования; открытые мероприятия для родителей; групповые и индивидуальные консультации, беседы, передвижные папки и т.п.
Перед нами встала задача привлечь родителей к сотрудничеству с ДОУ, выработать у родителей умения организовывать с ребенком дидактические игры по формированию представлений о величине предметов.
Для этого нами был разработан перспективный план по работе с родителями, для формирования представлений о величине предметов у детей младшей группы посредствам дидактических игр.
Самой первой работой с родителями, по формированию представлений о величине предметов у детей младшей группы через дидактические игры, была проведена беседа. В ней мы уточнили, с кем из членов семьи ребенок бывает чаще, какие методы используются в семейном воспитании, в частности по формированию представлений о величине предметов. Разговаривая с родителями, мы внимательно прислушивались к тому, что их волнует, тревожит. Ненавязчиво дали рекомендации, как эффективнее знакомить детей с понятиями величины предметов.
Перед проведением родительского собрания было проведено анкетирование родителей. Целью анкетирования был сбор информации для оказания в дальнейшем практической помощи родителям по формированию математических представлений с помощью игровых приемов. В результате родители заинтересовались, а как правильно обучать детей математическим представлениям?
В октябре нами было проведено родительское собрание «Учите математику играя» с целью: повысить уровень педагогической культуры родителей в вопросах математического развития младших дошкольников; практическое обучение родителей играм с детьми младшего дошкольного возраста; сплотить коллектив родителей. И выставлена папка передвижка для родителей «Как научить ребенка различать понятия: длинный – короткий, широкий – узкий, высокий – низкий».
Выдача памятки для родителей «Не отрываясь от дел. Математика занимательная игра» проводилось в ноябре. В ней были представлены ситуации,
в которых родителям предоставляется возможность сообщить новые знания и выявить уровень имеющихся знаний и умений по величине предметов. Например, мама (бабушка) на кухне готовит обед. Ребенок рядом с ней. «Подай мне самую большую морковку, и еще одну маленькую морковку.» При этом взрослый вслух, интонацией выделяет слова одну большую, маленькую. Ребенку нравится такая совместная игра со взрослым. Вот так, ненавязчиво, родители помогают ребенку приобрести знания о размере предметов. И так далее.
Результатом стало более тесное общение родителей со своим чадом. У детей стала развиваться речь в ней стали звучать математические термины.
В начале декабря мы провели выставку дидактических для формирования представлений о величине предметов. В результате родители воочию увидели разнообразие дидактических игр.
Беседу с родителями «Играем дома и по дороге в сад» мы провели в январе. В ней ненавязчиво дали рекомендации, как эффективнее продолжать знакомить детей с понятиями величины предметов как можно усложнить детям игру.
В феврале родителям были розданы буклеты «Дидактические игры для формирования представлений о величине предметов». Целью данной работы было, показать разнообразие игр для формирования представлений о величине предметов в которые можно играть дома.
В марте нами была проведена фотовыставка «Играем дома в игры по формированию представлений о величине предметов». В ней приняло участие большинство семей нашей группы.
В апреле заключительным этапом нашей работы, было проведено анкетирование родителей с целью сбора информации просвещенности родителей по проблеме «Дидактические игры для формирования представлений о величине предметов у детей младшей группы».
Анализом всей работы стало более тесное общение родителей со своим чадом. Родители научились организовывать с ребенком дидактические игры по формированию представлений о величине предметов.
Каждый день родители могут найти разные возможности для развития у детей представлений о величине предметов. Для этого и не нужно много времени, главное в том, чтобы родители понимали значение таких занятий, в этом и заключалась наша работа.
Перспективный план работы с родителями младшей группы по формированию представлений о величине предметов через дидактические игры.
Месяц |
Тема |
Форма работы |
Сентябрь |
Особенности мышления детей младшего дошкольного возраста |
Беседа
|
«Формирование элементарных математических представлений» |
Анкетирование родителей
|
|
Октябрь |
«Учите математику играя» |
Родительское собрание |
Консультация для родителей «Как научить ребенка различать понятия: длинный – короткий, широкий – узкий, высокий – низкий» |
Выставление папки передвижки |
|
Ноябрь |
«Не отрываясь от дел. Математика занимательная игра» |
Памятка |
Декабрь |
Дидактические игры для формирования представлений о величине предметов |
Выставка дидактических пособий |
Январь |
Играем дома и по дороге в сад. |
Беседа |
Февраль |
Дидактические игры для формирования представлений о величине предметов |
Буклет |
Март |
«Играем дома в игры по формированию представлений о величине предметов» |
Фотовыставка |
Апрель |
Удовлетворенность проводимой работой по формированию представлений о величине предметов |
Анкетирование |
Таким образом черпать свои знания по формированию представлений о величине предметов ребенок должен не только с занятий по математике в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. Здесь на первое место выходят родители ребенка. Здесь их помощь неоценима, помощь родителей, которые желают внести свою лепту в дело развития и воспитания собственного ребенка. Совместный поиск решения проблем, помогает организовать обучение детей и взрослых, которое не только способствует лучшему усвоению знаний, но и обогащает духовный мир ребенка, устанавливает связи между старшими и младшими, необходимые им в дальнейшем для решения жизненных проблем.