Полный текст статьи
Печать

  Этнопедагогика предлагает изучение традиционной культуры воспитания, педагогики, этнической общности. Народная педагогика сохраняет в себе общие черты национальной культуры, методы и навыки воспитания, накопленные собственным народом и традициями других этносов.

Одним из определяющих компонентов воспитания в народной педагогике выступает передача традиций в процессе взаимодействия поколений. Доктор педагогических наук, профессор, полный кавалер педагогической медали имени К.Д.Ушинского, Н.К.Крупской и А.С.Макаренко Виктор Федорович Афанасьев - Алданский (1917-1993) внес весомый вклад в развитие педагогической мысли в России. Его труды, в частности, «Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока», имеет ценность для развития современного образования. Многие научные идеи Виктора Федоровича не теряют актуальность в современном обществе.

        По принципу преемственности в своей педагогической деятельности методическое объединение классных руководителей разработала программу «Педагогика семьи» («Ыал педагогиката»).  Убеждена, что воспитание подрастающего поколения, что основано на национальных традициях и нравственных ценностях системы воспитания, в тесной связи с жизненными реалиями, дает качественно новый уровень в воспитании.  В.Ф. Афанасьев - Алданский в своей монографии «Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока» как раз раскрывает потенциал народной педагогики. Накопленный веками опыт, несомненно, должен передаваться из поколения в поколение.
Этнопедагогический подход в воспитании заключается не только в использовании преподавателем средств и подходов народной педагогики, но в осмыслении им главных целей и ценностей этнического воспитания.

Народная педагогика - это педагогика, создающая личность патриота, сына народа с высокоразвитым чувством национальной гордости и человеческого достоинства на примере собственных родителей, как отметил в своей работе Виктор Федорович Афанасьев – Алданский, мы не должны потерять связь поколений («длительное и богатое общение старших с молодыми»). Анализируя нерусские народы Сибири и Дальнего востока, он отмечает, что в традициях данных народов лежит забота о ребенке, его благополучии. Главным фактором воспитания В.Ф. Афанасьев считал правильное поведение взрослых как образец подражания. Грубые, непочтительные отношения детей к родителям считались большим преступлением [2].

Приоритетным направлением работы учителя было установление творческого сотрудничества с родителями. Сотрудничество педагогов и родителей осуществляется в виде согласованной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей каждой семьи. С целью обеспечения и повышения психолого-педагогического образования родителей, осознания ими необходимости консолидации усилий педагогического коллектива школы и родительской общественности в воспитании основ нравственной культуры у детей проводились родительские собрания, тематические педсоветы, семинары-практикумы, индивидуальные педагогические беседы, устные журналы, круглый стол.

В ходе нашего исследования, на основе изученной литературы, обобщения практического и теоретического опыта, мы проанализировали особенности нравственного поведения школьников, охарактеризовали процесс воспитания культуры поведения детей школьного возраста, рассмотрели этнопедагогику как средство воспитания и опытно-экспериментальным путем доказали эффективность выдвинутой гипотезы.

Таким образом, средства этнопедагогики - действенная сила нравственного воспитания, и надо уметь пользоваться ею целенаправленно. Не только педагог, но и каждый родитель должен научить своего ребенка умению видеть и понимать другого человека и понимать человека, умению сопереживать и сочувствовать.