В.Ф.Афанасьева-Алданского многие знают как профессора, доктора педагогических наук, этнопедагога с большой буквы во всей Сибири. В своей исследовательской работе я просветила ранний период жизни Алданского, годы учительства с 1931 по 1948. В те времена он работал в 6 школах учителем 15 лет и заведующим школ 8 лет. В данный период жизни у В.Ф.Афанасьева-Алданского отмечается его активная литературная деятельность, и я попыталась показать его лирическую душу. В литературном кругу В.Ф. Афанасьев известен как поэт-сатирик, баснописец. Его произведения печатались под псевдонимом «Виктор Алданский» печатались ряд его сатирических сборников. Помимо этих сборников у Виктора Алданского очень много лирических стихов о жизни, о быте, о природе, о дружбе, об отношении близких друг другу людей и конечно же стихи о школе. Исследуя данную тему я отметила, что Виктор Федорович очень нежно и бережно относился к каждому селу, школе где он работал и эти чувства он выражал в своих стихах. Например: «Алдан өрүс ыҥырар», «Дүпсүн сирэ», «Бэрдьигэстээх», «Оскуолаттан күн тахсар» и т.д. На его стихах свои мелодии написали Павел Акимов, Трофим Семенов, Данил Данилов, Г.Маркова, Тит Горохов и Грант Григорян. И особое внимание я хотела бы обратить на Тита Горохова. Тит Горохов был учеником, когда Алданский работал учителем и заведующим Чериктейской начальной школе. И это знакомство их связала на всю жизнь. Тит Горохов как самодеятельный мелодист свои первые мелодии написал на стихи своего учителя В.Алданского. Глубокий смысл, сочетание и созвучие строф в стихах Алданского не оставили равнодушным самого Гранта Григоряна, заслуженного деятеля искусств Якутской АССР и РСФСР, основоположника якутской композиторской школы и многожанровой якутской музыки. Основной целью данной работы был выпуск альбома-песенника, где собраны песни на стихи В.Ф. Афанасьева-Алданского. В сборнике собраны 11 песен, посвященных школе, где 6 из них имеют нотное приложение.
В завершении я хотела подчеркнуть многогранность таланта В.Ф. Афанасьева-Алданского. Начав педагогическую деятельность в 14-летнем возрасте учителем начальных классов, он стал поистине учителем учителей, достигшим высочайших вершин в педагогике. Его творческий талант стал фундаментом его лекторской, литературной деятельности, его искренняя любовь и преданность к истории своего народа, к истории образования предначертали его судьбу как этнопедагога а профессия историка возложила путь к его научным трудам.