Полный текст статьи
Печать

Поликультурное воспитание предполагает не только диалог культур. Его суть состоит в том, чтобы в процессе вхождения человека в иную культуру, погружения в своеобразие, развивалась его собственная личная культура. Поликультурное воспитание - это не только становление толерантного, уважительного отношения к иным культурам, это - важное обстоятельство собственного интеллектуального, эмоционального, духовного развития человека. Оно отражает в школьном коллективе разнообразие мира и помогает постигнуть его многогранную картину, а значит, способствует адекватному восприятию меняющихся условий жизни.

По мнению Бугаевой А.Л., образовательная деятельность малокомплектных школ всегда вызывала много интереса. К особому интересу лежат малокомплектные школы крайнего Севера. Там, из-за тяжёлых климатических условий, с трудностями сталкиваются не только социально-экономические и социально-бытовые аспекты жизни, но и образовательная среда [1].

Количество учащихся в малокомплектных школах не большая. Из-за этого, в основном, специфика учебно-воспитательных работ индивидуально-личностная. В корне отличается, от обычных городских школ, взаимоотношение учащихся друг с другом, отношение детей с учителем, работа школы с родителями и т.д. Как считает Неустроев Н.Д., малокомплектную школу можно сравнить с семьёй, у которой много детей [4].

Кочевые школы – это вид малокомплектных школ народов Севера. Такие школы переносят много проблем, но продолжают функционировать. Бывает моменты, кочуя с места на место, трудно передать ребенку весь учебный материал утвержденный школьной программой. Бывают так, что занятия проходят не в помещении, а под открытым небом без доски и парт. В такие моменты учителю приходится использовать всю смекалку и воображение, чтобы уроки были разнообразными и имели эффективную форму для усвоения детьми пройденного материала. Но есть и огромные плюсы в кочевых школах, а именно эти плюсы касаются воспитательной части образования [5].  Именно в таких школах можно формировать поликультурное воспитание. Через поликультурное воспитание у ребёнка формируется чувство этнической принадлежности, чувство гордости и готовности пропаганды достижений национальной культуры в сочетании с уважением к культуре других народов.

Многие педагоги отмечают, что огромный воспитательный эффект, в школах крайнего Севера, оказывает непосредственное взаимодействие школьников с традициями и обычаями своего народа. Дети этим хорошо узнают историю своего этноса. Ведь в плане нравственно-патриотических качеств, если сравнить, чисто по отдельности, обучение и воспитание, то процесс воспитания в кочевых школах намного превышает обучения. Как считают учителя таких школ, из-за того, что учащиеся ведут непрерывный традиционный образ жизни в исконной среде, у них формируется высокий уровень духовной нравственности. Но проблемой остается отсутствия живого общения с представителями другой национальности. Ведь, в основном в малокомплектных школах республики Саха (Якутия), учатся представители одной нации. Поэтому отсутствие контакта между детьми разных культур и наций создает проблему в вопросах межэтнических отношений.

Образование, в малокомплектных школах Севера, тесно связано с изучением промыслов и культур не только своего народа, но и других национальностей. В этом и лежит ключ формирования поликультурного воспитания младших школьников в условиях малокомплектных школ крайнего Севера. Через изучение жизнедеятельности другого народа у детей формируется культура межнациональных отношений.

Как утверждают многие учёные С.А. Козлова, Е.И. Корнеева, Н.М. Карамзина, А.Э. Измайлов, младшим школьникам изучение промыслов и традиций другого народа, специфику и разнообразие их жизни, удается через чтение народных сказок. В сказках изображают другие народности, страны, жизнь в разных местах, культуру и быт других этнических сообществ. И всё это преподносит в сознании маленького слушателя понятие того, что добро всегда побеждает зло; делать добрые дела и принести пользу другому человеку - это всегда хорошо [2].

Для примера представляем анализ трех сказок:

1.           Эвенская сказка «Находчивый стрелок». В этой сказке рассказывается об уме и глупости, о богатстве и бедности. Идея сказки такова: испокон веков богатство и бедность жили по разные стороны. Богатые всегда смотрели на бедных с высока, а бедные никогда не любили богатых. Надо быть таким, какой ты есть, не смотря на уровень своего богатства, и относится к другим также уважительно, как и себе.

2.           Юкагирская сказка «Чужая ураса». В сюжете этой сказки рассказывается об уме и глупости. Сказка учит тому, что эгоизм, корыстолюбие, лицемерие никогда не дадут нормальной жизни  с другими людьми. Надо всегда считаться с теми, кто находится рядом, прислушиваться к их мнениям и принимать их советы.  Все три братья в этой сказке эгоистичные, глупые и самовлюблённые отрицательные персонажи. Сказка наглядно показывает, что может случиться с теми, кто пренебрегая близкими, друзьями или знакомыми, будет думать только о собственных амбициях и возвышать себя среди других.

3.           Долганская сказка «Старик рыбак и ворон». Долганская народная сказка о добре и зле, о доброте и жадности. В этой сказке очень хорошо показана суть и характер человека. Идея сказки: истинное предназначение человека – быть в ладу со своей душой и окружающей реальностью. Сказка учит о том, что, если делать добро другим людям, то в знак благодарности можно получить власть и богатство. Например, старик рыбак - бескорыстный герой, отличается справедливостью и добротой, дружелюбен, готов прийти на помощь к другому человеку. Это образ человека, которым должен быть каждый из нас. Вывод сказки – за добро добром и платят; на земле не должно быть места страданиям и бедности; зло и обман должны быть наказаны, а чтобы так и было, необходимо помогать и поддерживать друг друга, кто бы это ни был.

Таким образом, хотим отметить, что роль народных сказок при формировании поликультурного воспитания младших школьников в условиях малокомплектных школ, несомненно высока. Такие сказки дают возможность создать установку в сознании ребенка, с младшего школьного возраста, о том что, только делая пользу другим, можно жить в дружбе и согласии независимо от культуры и вероисповеданий.