С начальных классов предмет «Математика» изучается на якутском языке. Младшему школьнику, чтобы быстро понять и думать поможет родной язык.
Я с большим интересом читала работу В.Ф. Афанасьева-Алданского «Школа и развитие педагогической мысли в Якутии». В ней он написал, что производственная деятельность, потребление, окружающая обстановка, большие расстояние требовали знания счета, и родители с ранних лет прививали детям и подросткам математические знания и навыки. Национальные игры развивают математические способности детей, ловкость, смекалку, глазомерный расчет, мускулатуру рук, шеи, грудную клетку, дыхательные органы.
Наши предки детей с малых лет дали понять, что математика тесно связана с жизнью и с окружающей средой. Чтобы улучшить изучения математики с начального класса нужно связать с реальной жизнью, помогут задачи, сделанные самими учениками, связанные с повседневной жизнью. Например, они могут придумывать разные задачи об охоте и рыбалке отца, об огороде матери и как они летом собирали ягоды. Тогда дети могут узнать, какие животные, птицы и рыбы живут и водятся, ягоды, растения растут в своем в родном наслеге. При решении таких задач учащиеся будут усваивать не только математические знания и навыки, но и понятия, связанные с окружающей средой. Таким образом, будет виден цель задачи, и ученик будет найти пути решения задачи быстро.
В начальном курсе математики особое место отводится простым задачам. Умение решать задачи – фундамент, на котором строится работа с более сложными задачами.
Если взять и разобрать учебники этих двух авторов (М.И. Моро, Т.Е. Демидова), основные темы по классам похожи, но в учебнике Т.Е. Демидова темы больше и задачи сложнее. Есть решения задач для каждой новой темы. Учебники переведены с русского на якутский, поэтому условия задач имеют чуть другое содержание.
Хотя, как известно, не все задачи могут связаны с жизнью. Решая задачи из учебников ученикам обязательно нужно расширять свой кругозор.
Мы с учениками четвертого класса составили сборник задач «Реальная математика вокруг нас». Этот сборник составлен в соответствии с общими темами учебником по математике – 4 класс, автор Т.Е.Демидова.
В своих работах В.Ф.Афанасьев-Алданский верно и правдиво написал, что математические знания охотно передавались подрастающему поколению, причем каждый раз в усовершенствованном виде. Эти знания и приемы содействовали развитию у детей мышления, укрепляли память.
Таким образом, составление и решение задач из реальной жизни самими учениками показало свою целесообразность для привития их познавательной активности на уроках математики, для стимулирования развития общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся.
Ученик гордится и пытается решить задачи составленный самим и сравнивает с задачами из учебников.
Выводы:
- Повысился интерес к математике,
- Повысилось качество знаний учащихся,
- Учащиеся стали более уверенно и самостоятельно составлять и решать задачи.