Полный текст статьи
Печать

Стремительные темпы развития науки и техники, постоянное внедрение в производство новых технологий остро ставят перед профессиональным образованием задачу формирования специалиста нового типа, способного:

- адаптироваться к быстро изменяющимся условиям современного информационного общества, самостоятельно приобретать необходимые для успешной работы знания и навыки, применять их на практике для решения разнообразных задач;

- самостоятельно, критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной деятельности проблемы и искать рациональные пути их решения, используя современные технологии;

- грамотно работать с информацией, извлекать и обрабатывать информацию, а также эффективно использовать информационные ресурсы для решения поставленных задач.

Достижение этих целей возможно только в результате педагогической деятельности, создающей условия для творческого развития будущих специалистов. Одним из эффективных методов самостоятельного творческого овладения знаниями является проект. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте – люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня есть все возможности для развития проектного мышления с помощью проектной деятельности.

Идеи проектного обучения возникли в России в начале ХХ века, параллельно с разработками американского педагога Д. Дьюи, а также его ученика В.Х. Килпатрика. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. При советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в образование, но в 1931 году незаслуженно осуждены и до 80-х годов оставались невостребованными.

Основная задача педагогов сегодня – вовлечь обучающихся в такую форму деятельности, где бы они были погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли. Метод проектов – технология, которая включает в себя совокупность исследовательских, проблемных, поисковых методов, творческих по своей сути.

Каждый проект – это творчество. Предполагает достаточно длительный период решения (до семестра) и большой объем работы, которая ведется самостоятельно, но с консультативным руководством преподавателя, с обязательным творческим отчетом (презентацией).

Обучающиеся, готовящие проект:

- самостоятельно выбирают тему проекта;

- самостоятельно выбирают методы решения проектной задачи;

- самостоятельно анализируют информацию, обобщают факты, готовят презентацию.

Литература как учебный предмет – замечательная, плодородная почва для проектной деятельности. Преподаватели - словесники часто сталкиваются с такими проблемами как отсутствие читательского интереса среди обучающихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Использование проектного метода позволяет ввести обучающихся в богатый мир теории литературы и структуры художественного текста; развить мотивации личности к познанию и самосовершенствованию; компенсировать отсутствующие знания, связанные с изучением структуры текста; формировать нравственные ценности; развивать творческие способности.

Умение организовать проектную деятельность обучающихся – показатель квалификации преподавателя, его способности пользоваться развивающими технологиями обучения. Преподаватель, применяющий в своей педагогической практике метод проектов, должен создать мотивацию. Позитивная мотивация – это залог успешного изучения любого предмета. В ходе выполнения проекта обучающиеся учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Они приобретают навыки ориентирования в потоке информации, учатся анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения. Проект дает возможность выразить свои собственные идеи в удобной для них форме. Участвуя в разработке и реализации различных проектов, обучающийся может проявить свой творческий потенциал: фантазию, интерес, инициативу, поскольку проект основан на развитии не только познавательных, но и творческих навыков обучающихся.

           На мой взгляд, самый эффективный вид проекта - мини - проект. Обучающиеся, исследуя учебный материал, составляют тесты для практических работ, кроссворды, сообщения, интервью с героями, комплексный анализ текста, синквейны, инсценирование эпизода, сочинение - миниатюры и др. Такие проекты самые эффективные, так как предполагают активное мышление и быстрый результат.  Обучающимся нравятся синквейны на уроках литературы и русского языка. Проводился урок русского языка на тему: «Художественные и изобразительные средства языка на примере стихотворения Б. Пастернака «Февраль». На основе этого стихотворения писались синквейны. Результаты были интересные, например: 1. Февраль  2. Черный, предвесенний. 3.  Оттаивает, течет, плачет. 4.      Напоминает о приближающейся весне. 5.      Предвестник марта.

При изучении раздела «Поэзия XIX века» шла работа над проектом «Поэты XIX века». Каждый обучающийся смог найти «своего поэта» и продемонстрировать свое личное отношение, как к нему, так и к его творчеству. Личный интерес способствовал в данном случае реализации воспитательного потенциала, заложенного в биографическом и поэтическом материале. Изучение романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» предлагаю методом проектов, каждый из которых является мини – исследованием по проблеме – ответвлению. В ходе планирования работы определяем, какие вопросы должны быть освещены и к каким результатам участники проекта стремятся. Полученную информацию нужно соотнести с текстом произведения. Вот названия тем индивидуальных проектов:

- «Мода пушкинского времени» (Тенденции моды данного периода; гардероб светских красавиц).

- «Бал! Бал! Бал! (Балы в русской литературе пушкинского времени)» (Порядок танцев на балу с кратким их описанием; этикет поведения на балу; музыка; описание бала в художественном произведении).

- «Жизнь поместного дворянства первой половины 19 века» (Устройство поместья; интересы и занятия дворянок). Результатом проекта стала воссозданная картина дворянской жизни первой трети 19 века. Это информационные проекты, призванные научить обучающихся добывать и анализировать информацию. Обучающиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотечные фонды, СМИ), ее обработки (анализ, обобщение, аргументированные выводы) и презентации.

          Интересная проектная работа дает обучающимся почувствовать предмет, получить новые знания, сделать литературное обучение творческим процессом: обучающиеся эмоционально отзываются на прочитанное, воссоздают в своей фантазии картины, нарисованные писателем. Примерные темы проектных работ: «Приметы времени в главах романа И.Тургенева «Отцы и дети», «Галерея социальных типов по произведениям А.Островского, А Чехова», «Быт «маленького человека» в произведениях Ф.Достоевского». Презентация с видеовставками, иллюстрациями, музыкой обеспечит благоприятную эмоциональную атмосферу урока. Даже если точки зрения преподавателя и обучающегося не совпадут, обучающийся будет знать, что это его работа, изобретение, воплощение его собственного замысла. Проектная деятельность является пространством для творчества, которое поощряет самостоятельную работу обучающихся, предоставляет им свободу выбора области приложения сил и способов достижения цели, создает условия для конкретного воплощения идей, предоставляет возможность вносить вклад в общее дело группы, а также уважает возможности всех обучающихся без исключения. Творческая атмосфера проектной деятельности позволяет обучающимся максимально раскрыть свои индивидуальные способности и реализовать свои интересы, что в конечном итоге способствует активации их творческой активности и мотивирует на дальнейшую самореализацию и самосовершенствование.

Проектная методика заключает в себе большие возможности преодоления инертности и безинициативности обучающихся на уроках, развивает самостоятельность, творчество и активность, превращает обучающегося из объекта обучения в субъект учебной деятельности и позволяет создать условия для развития личности обучающегося.