Полный текст статьи
Печать

Человек живёт в мире названий. Название объекта материального мира – это его имя, позволяющее ориентироваться во времени, пространстве и материи. Имя привязывает информацию к пространству.

В национально-региональном компоненте образования, среди многих направлений одним из самых интересных, но мало реализуемых, является топонимика – наука, которая занимается выяснением происхождения и развития географических названий – топонимов.

Формируемые у учащихся представления через прямое изучение объектов пространства является основой образования научных понятий и истинных суждений.

Реализация топонимических исследований может осуществляться через различные формы:

  • Предметные уроки;
  • Факультативы;
  • Творческие объединения;
  • Образовательные модули;
  • Профильная группа;
  • Исследовательская экспедиция;
  • Спортивно-туристический поход.

Тематическое планирование может быть разработано для общеобразовательного урока, для элективного курса, для работы внеклассного объединения учащихся и др.

Это зависит от полноты источниковой базы, опыта педагога, целей и задач образовательного учреждения.

Вариант

тема

количество часов

теория

практика

Введение в топонимику

1

 

Происхождение топонимов РС(Я)

2

2

Правила полевого сбора топонимов

1

2

Текстовые и картографические источники

1

2

Топонимическая карточка

1

2

Вопросники для полевого сбора топонимов

1

2

Полевая экспедиция

2

3 дня

 

Основные знания, умения и навыки, характеризующие результативность усвоения материала учащимися:

Знать:

-          специфику социальных и экономических условий в республике;

-          особенности и взаимосвязи компонентов топонимов;

Уметь:

-          анализировать информацию о жизнедеятельности людей в республике с точки зрения географических названий;

-          владеть навыками исследования и пространственной организации окружающей среды своей местности;

-          узнавать и формулировать проблемы в контексте региональной тематики

-          обладать навыками самостоятельной проектно-исследовательской и поисково-краеведческой деятельности.

Топонимы Онерского наслега

Изучение географических названий проливает свет на историю народа, на условия жизни его в древнейшую эпоху, особенности быта, традиций, занятий и т.д. Первым исследователем топонимии в Якутии по праву считается ученый-топонимист Багдарыын Сулбэ - Михаил Спиридонович Иванов, автор многих научных трудов.

Заинтересовавшись особенностями названий местностей своей родины, тайным смыслом названий озер, аласов наслега, нами была выбрана тема для исследования «Топонимы Онерского наслега». Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что сегодня, к сожалению, наблюдается резкое снижение интереса к традиционным, историческим названиям географических местностей, и многие из них постепенно забываются, теряя свой самобытный смысл. Хочется отметить, что изучая разновидности, особенности топонимических названий, мы больше узнаем о традициях, обычаях, об укладе жизни своих предков. Задавшись целью сбора и систематизации материала по выбранной тематике, мы столкнулись с тем, что топонимы нашего наслега недостаточно изучены.

Цель нашей работы - изучение особенностей географических названий и истории их возникновения.

Основываясь на данных, полученных в ходе сбора материала у старожилов нашего села, нами сделана попытка составления наиболее полной электронной картотеки топонимов Онерского наслега. В настоящее время электронная картотека используется нами в качестве обучающего и познавательного материала в школьных кружковых занятиях и вызывает неподдельный интерес учащихся и жителей нашего села.

В ходе исследования нами было выявлено 252 топонима, многие из которых исконно якутские названия. Все топонимы нами распределены по 2 группам: исконно якутские топонимы; топонимы, происхождение (этимология) которых неизвестно.

Первая группа топонимов состоит из 138 названий. Интересно то, что многие из них образованы путем прибавления суффикса -лаах и говорят нам, чем богата или чем известна в народе эта местность: Арыылаах, Куталаах, Хомустаах, Таастаах и т.д. Отметим названия, возникшие от имен собственных, отантропонимические топонимы: Баһылай Аппата, Кыптардыыр Элэһинэ, Сахаар Арыыта, Мааппа Солуоҕа, Мучумаан Анна, Дьөгүөссэ Көмүгэ, Кыладыамса Тумса, Ийэ Кылын, Уйбаанчык и т.д.

Есть множество топонимов, включающих географические термины: Аччыгый Алаас, Улахан Күөл, Арыылаах, Кураанах Үрэх, Элэһин, Саах Билии, Тиит Көлүйэ, Хоптолоох Тамаҕа, Maттаҕa Үҥкүрэ, Төбүрүөн, Саппыйа, Хайалаах и т.д.

Большинство топонимов нашего наслега исконно якутские, но есть и гопонимы, уходящие вглубь своими корнями в языки северных народов, а также топонимы, возникшие путем смешения якутского, эвенского, эвенкийского языков (Илимиттэ, Тайҕара, Лабачааны). В некоторых названиях наблюдается явление «аканья»:Харыадыйа (хоруо-харыа), Аччыгый Алаас (аччыгый — оччугуй). По мнению многих исследователей, этот процесс возникает вследствие влияния монгольского языка.

Нами изучены топонимы, встречающиеся в древних легендах и преданиях наших предков, многие из них являются антропонимами (Өнөр, Бөрөлөөх, Чаллаайы и т.д.). В местной топонимии отражены интересные события, случаи из жизни людей нашего наслега: Эһэлээх, Кыргыс Тумса, Тар Устубут, Барча Хатарбыт и т.д. Ряд топонимов, возникших позднее, связаны с верованиями якутского народа.

Работа по созданию систематизированной картотеки топонимов родного наслега носит целенаправленный характер в учебно – воспитательном процессе с целью формирования духовной культуры, воспитания любви к малой родине, родной природе. Работая с таким интересным материалом, мы убедились, что топонимы – это неиссякаемый кладезь культуры народа.