Домашняя работа является важной и неотъемлемой частью учебного процесса. Цель, которой заключается в расширении и углублении знаний, умений, полученных на уроках, развитии индивидуальных склонностей, дарований и способностей учеников. Любая домашняя работа влияет также и на становление других сторон личности: самодисциплины, чувства долга, силы воли. Она развивает память, автоматизирует навыки, дает возможность научиться решать возникающие проблемы.
Эффективность домашней работы в процессе обучения математике во многом зависит от того, как учитель организует и направляет деятельность учащихся, связанную с выполнением домашних заданий. Стоит подчеркнуть, что именно организация работы с домашними заданиями является одной из современных проблем теории и методики обучения математике. От того насколько успешно идёт организация домашней работы, часто зависит и успешность учения в целом. В связи с внедрением ФГОС все большее значение приобретает овладение универсальными приемами учебной деятельности, которые позволяют ребенку быть успешным в любой предметной области. В этих условиях именно домашние задания, в процессе, выполнения которых учащиеся сталкиваются с необходимостью поиска, переработки и оценки информации, выбора наиболее рациональных приемов закрепления материала, рационального планирования работы, осуществления поэтапного и итого контроля за собственными действиями, становятся инструментом формирования УУД. Цель таких домашних заданий – личностное развитие ребенка, стимулирования интереса к учению и развитие творческой самостоятельности. Таким образом, можно выделить, что в настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в процессе домашней работы приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Е.А. Бакулина в своей статье отмечает, что неоднозначность толкования понятия «домашнее задание» можно объяснить тем, что одни исследователи исходят из организационных, а другие — из дидактических признаков, определяющих его сущность. В контексте методики обучения математике домашнее задание — это многоаспектное явление, а именно:
- одна из форм организации познавательной деятельности учащихся;
- средство индивидуализации обучения;
- одна из форм самостоятельной работы учащихся;
- один из видов учебного задания [1, с. 111].
В. А. Сухомлинский писал: «Никогда умственные усилия не должны направляться только на закрепление в памяти, на заучивание. Прекращается осмысливание - прекращается и умственный труд, начинается отупляющая зубрежка...». «Выполняя изо дня в день в течение многих лет эту тяжелую, но бессмысленную работу, ученик получает неправильное представление об умственном труде вообще, ненавидит учение. В конце концов он перестает трудиться» [4, с. 10].
По определению Л. П. Крившенко, домашняя работа – это составная часть процесса обучения, способствующая формированию у обучающихся потребности к постоянному самообразованию, навыков самостоятельной познавательной деятельности. [3, с. 415] Исходя из этого важно отметить, что домашняя работа не должна быть копией того, что делали на уроке.
Поэтому в нашем исследовании мы будем придерживаться понятия «домашнее задание», данное в педагогическом словаре. Домашнее задание – это форма самостоятельной работы учащихся с целью повторения, закрепления и углубления знаний, полученных на уроке, а также для подготовки к восприятию нового учебного материала, а иногда и для самостоятельного решения посильной познавательной задачи. Домашнее задание - обязательный компонент учебной работы; средство подготовки к самообразованию [5].
Исходя из данной проблемы, нами разработаны домашние задания, способствующие развитию самостоятельной учебной деятельности учащихся. Рассмотрим некоторые из них.
Домашние задания при изучении темы «Параллелограмм» в 8 классе по геометрии:
Задание1. Постройте произвольный параллелограмм. С помощью линейки и транспортира проверьте выполнение свойств параллелограмма.
2) Измерим углы параллелограмма:
∟A=65°, ∟B=115°, ∟C=65°, ∟D=115°
∟A=∟C, ∟B=∟D => противоположные углы равны
3) Измерим отрезки, на которые делятся диагонали:
AO=4,7см, CO=4,7см, BO=3,1 см, DO=3,1 см
AO=CO, BO=DO => диагонали точкой пересечения делятся пополам.
Ответ: все свойства параллелограмма выполняются.
Задание2. Возьмите две одинаковые ручки и два одинаковых карандаша. Соедините их последовательно при помощи пластилина в следующей последовательности: ручка – карандаш – ручка – карандаш и соединить с первой ручкой. Полученный четырехугольник положить на стол и при помощи только транспортира доказать, что этот четырехугольник – параллелограмм двумя способами.
Дано: ABCD – четырехугольник,
AB и CD – ручки, BC и AD – карандаши
Доказать: ABCD – параллелограмм
Доказательство:
1 способ
BС=AD (как длины карандашей)
При помощи транспортира измерим ∟A и ∟B:
∟A=57°и ∟B=123°∟A+∟B=180° => BC||AD (т.к. ∟A и ∟B – односторонние углы при пересечении прямых BC и AD секущей AB)
Значит, ABCD – параллелограмм (по первому признаку)
2 способ
BС=AD (как длины карандашей)
AB=CD (как длины ручек)
Значит, ABCD – параллелограмм (по первому признаку).
Также дается дополнительное задание, по следующей теме, для подготовки к усвоению следующего материала. По теме: «Трапеция»
Задание 3*. На листе в клетку изобразите равнобедренный треугольник и вырежьте его. Затем отрежьте треугольник, сделав разрез, параллельный основанию. Докажите, что оставшийся четырехугольник – равнобедренная трапеция.
Дано: ABCD – четырехугольник, BC||AD
Доказать: ABCD – равнобедренная трапеция
Доказательство:
1)Т.к.BC||AD, то ABCD – трапеция (по определению)
2) Проведем высоты трапеции BH и CK.
Рассмотрим ΔABH и ΔDCK – прямоугольные:
ÐA=ÐD (как углы при основании равнобедренного треугольника)
BH=CK (можно определить по количеству клеток)
Значит, ΔABH=ΔDCK (по катету и гипотенузе) => AB=CD.
3) ABCD – трапеция, AB=CD => ABCD – равнобедренная трапеция
Экспериментальная работа по проверке разработанных учебно-методических материалов проведена в городе Удачный Мирнинского района, в школе "МОБУ СОШ №19 им. Л.А. Попугаевой" в 8 классе. В ходе проведения эксперимента на констатирующем этапе после проведения теста, определяющего уровень самостоятельной деятельности, применив домашние задания по геометрии практико-ориентированного характера, выявлен в среднем по классу «средний» уровень самостоятельной деятельности учащихся [2]. Для способствования улучшению данных показаний были предложены домашние задания, где учащимся предлагалось выполнять творческие задания дома. На контрольном этапе эксперимента вновь определен уровень самостоятельной деятельности каждого ученика. На данной диаграмме представлены результаты эксперимента.
Таким образом, разработанные домашние задания по геометрии в 8 классе, способствуют развитию самостоятельной учебной деятельности учащихся.