Полный текст статьи
Печать

В настоящее время уделяется большое внимание школьному образованию как первой ступени образовательного процесса. Одна из важнейших его задач – обеспечить учащимися глубокие и прочные знания, а также умение рационально применять их в учебной и практической деятельности.

            Внедрение элективных курсов на этапе предпрофильной подготовки приобретает особое значение для обучения основополагающим дисциплинам, в частности, математике. При разработке элективных курсов для средней (полной) школы обязательно учитываются мотивы учащихся, по которым они выбирают тот или иной курс.

            Большое практическое значение имеет умение решать задачи на проценты, потому что понятие процента широко используется как в реальной жизни, так и в различных областях науки. В школьном курсе эта тема изучается на протяжении всего курса математики небольшими «порциями». Такой подход затрудняет выстраивать полученные знания в определенную структуру.

Учащиеся встречаются с процентами на уроках химии и физики, при чтении газет, в телевидении, в магазинах и.т.д. А также в тестах ОГЭ, ЕГЭ включены задачи на проценты.  Умением грамотно и экономно проводить элементарные процентные вычисления обладают далеко не все учащиеся.

Поэтому было принято решение разработать программу и содержания элективного курса «Проценты вокруг нас» для учащихся 9-го класса.

Элективный курс «Проценты вокруг нас» предназначен для учащихся общеобразовательных школ, проявляющих интерес к математике. Он может быть использован для подготовки учащихся к освоению математики на повышенном уровне с ориентацией на математический, экономический профили.

Гипотеза исследования заключается в том, что данный элективный курс поможет обеспечить более углубленное изучение одного из разделов математики «Проценты» и способствовать более глубокому усвоению материала, связанные со сложными процентами с экономическим характером.

            Рабочая программа элективного курса рассчитана на полгода обучения, 1 час в неделю (компонент образовательного учреждения), всего в объеме 18 аудиторных часа.

Основное содержание

  1. Проценты. Основные задачи на проценты – 3 часа
  2. Процентные вычисления в жизненных ситуациях – 3 часа
  3. Исследование бюджета семьи – 2 часа
  4. Задачи на сплавы, смеси, растворы – 3 часа
  5. Экономические задачи на проценты – 3 часа
  6. Банковские операции – 2 часа
  7. Итоговой тест – 2 часа.

Содержание программы курса включает углубление базовой общеобразовательной программы, а также расширение по отдельным темам. Каждое занятие включает теоретический материал и практические задания.

Цели курса:

- повторить и систематизировать знания учащихся по теме «Проценты»;

- расширить круг задач на проценты;

- способствовать самоопределению учащихся в выборе профиля обучения.

            По окончанию изучения курса учащиеся должны:

- разбираться в сущности определения «процент» как особенного метода формулирования доли величины;

- понимать масштаб употребления процентных вычислений в жизни;

- обладать способностью использовать формулы «простых» и «сложных» процентов, формулы процентного содержания вещества;

- решать задачи в тестах ОГЭ, ЕГЭ;

            Базой экспериментальной работы исследования явилось МБОУ «Кырыкыйская ООШ им. С.Е. Дадаскинова» Верхневилюйском улусе РС(Я). В эксперименте принимали участие 14 учащихся 9 класса из них, экспериментальная группа 7 учащихся (МБОУ Кырыкыйская ООШ) и контрольная группа 7 учащихся (МБОУ Баппагайинская СОШ). В ходе педагогического эксперимента участвуют две группы: экспериментальная и контрольная. Участникам экспериментальной группы предлагается определенное задание, которое (по мнению экспериментаторов) будет способствовать формированию заданного качества. Контрольной группе данное задание не предоставляется.

            Целью экспериментальной работы является подтверждение или опровержение гипотезы об эффективности элективного курса «Проценты вокруг нас».

Экспериментальная работа проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

На констатирующем этапе эксперимента нами была разработана программа элективного курса «Проценты вокруг нас». Применялись методы наблюдения, беседы с учителями математики, контроль знаний по теме «Проценты» и проведена контрольная работа.

Для выявления уровня знаний, умений и навыков по теме «Проценты» проведена контрольная работа №1 до эксперимента. В нем предлагалось решить пять задачи. Задания были представлены в двух вариантах.

Критерии оценивания

Оценка «2» - 0-1 правильных ответов

Оценка «3» - 2-3 правильных ответов

Оценка «4» - 4 правильных ответа

Оценка «5» - 5 правильных ответа

Сравнительная гистограмма контрольной работы в экспериментальные и контрольные группы.

Диаграмма 1 

Проведенные исследования позволяют сделать вывод, что необходимо работа, направленная на формирования у учащихся навыков решения задач на тему «Проценты».

На формирующем этапе работе проводилась в экспериментальной группе были проведены 18 занятий с использованием разработанного элективного курса на тему «Проценты вокруг нас». Занятия проводились в виде лекций и практикумов, также выполняли самостоятельные работы. Контрольная группа работала по традиционной методике и действующей типовой программе.    

Контрольный этап позволил подвести итог работы, и ставил своей целью проверку усвоения элективного курса.  В нем учувствовали те же группы.

После посещение всего элективного курса, им была предложена контрольная работа, с целью выявления изменений уровня знаний учащихся. В данной контрольной работе предлагалось пять задачи. Задания были представлены в двух вариантах. Критерии оценивания те же, что на первой контрольной работе.

Диаграмма 2,3

Сравнительная гистограмма контрольной работы экспериментальной и контрольной группе

 

Сравнительный анализ результатов контрольных работ экспериментальной и контрольной группы в этапе эксперимента показывает, что разработанный нами элективный курс более эффективный и результативный. У некоторых учащихся экспериментальной группы наблюдается качественные изменения в усвоении математических знаний, умений и навыков – результаты выполнения последней работы улучшились по сравнению с контрольной группы, так как они работали традиционной методике.

Для наглядности мы представим в виде диаграммы экспериментальной группы: сравнительный анализ общей успеваемости и качество знаний учащихся на констатирующем и контрольном этапе эксперимента.

Сравнительный гистограмма успеваемости экспериментальной группы до и после эксперимента

Диаграмма 4

 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что данный элективный курс «Проценты вокруг нас» способствовало повышению уровня знаний у учащихся. Они научились применять теоретические знания при решении задач, стали увереннее решать с повышенной сложности. И самое главное выучились решать те задания, которые входят в тестах ОГЭ.