Полный текст статьи
Печать

В процессе обучения предмета математики наиболее актуальной задачей является формирование у обучающихся вычислительных навыков, представляющее собой осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.

Овладение приемами и способами вычислений необходимо не только при решении математических задач и упражнений, но и элементарных задач других предметов естественно-математического цикла – математики, физики, химии и др.

Как отмечают учителя-практики, значительно снизился уровень умений и навыков вычислений и тождественных преобразований, рационального вычисления при выполнении упражнений и решения математических задач. Одной из причин такого снижения уровня вычислительных действий исследователи отмечают использования калькуляторов, гаджетов и др. технических средств, облегчающих выполнение заданий.

Формирование вычислительных навыков в процессе изучения курса математики, когда обучающийся самостоятельно без помощи и вмешательства учителя, осознанно выполняет, контролирует выполняемые вычислительные операции. Таким средством формирования вычислительных навыков учащихся являются интерактивные математические тренажеры.

Основное назначение математического тренажера состоит в формировании прочных навыков вычисления, в то же время, интерактивные эффекты тренажера способствуют усвоению предмета, повышают мотивацию учения, развивают памяти, логику, мышление.

Перечислим эффекты, применяемые в математических тренажерах:

  • • Установка соответствия
  • • Интерактивное тестирование
  • • Заполнение пропущенных слов и чисел
  • • Сортировка
  • • Вычислительные цепочки
  • • Интерактивные таблицы

Установка соответствия – перемещением элемента устанавливается соответствие между функцией и ее значением, между точкой и ее координатой, между величиной и ее характеристикой и т.п.

Интерактивное тестирование – тестовые задания с иллюстрациями, обычно используются в комплекте с другими эффектами. Программа сразу проверяет правильность выполнения заданий.

Заполнение пропущенных слов и чисел – в предложение или пример в специальное окно вставляются пропущенные слова или числа. Применяется при исследовании функций, проверки правил, свойств и т.п.

Сортировка – элементы сортируются по определенным свойствам или признакам. Например, рациональные и иррациональные числа, четные и нечетные функции и т.п.

Вычислительные цепочки – тренировка в выполнении арифметических действий. На каждом шаге вычислений программа проверяет результат и только при правильном результате позволяет двигаться дальше.

Интерактивные таблицы – таблицы составляются для определенных заданий, в них есть ячейки с вопросом, куда заносятся результаты вычислений. Программа сразу осуществляет проверку вносимых данных.

Таким образом, работа с интерактивными математическими тренажерами способствует формированию навыков вычисления, готовности обучающихся реализовывать универсальные учебные действия, повышает эффективность образовательного процесса в целом.