В процессе обучения предмета математики наиболее актуальной задачей является формирование у обучающихся вычислительных навыков, представляющее собой осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
Овладение приемами и способами вычислений необходимо не только при решении математических задач и упражнений, но и элементарных задач других предметов естественно-математического цикла – математики, физики, химии и др.
Как отмечают учителя-практики, значительно снизился уровень умений и навыков вычислений и тождественных преобразований, рационального вычисления при выполнении упражнений и решения математических задач. Одной из причин такого снижения уровня вычислительных действий исследователи отмечают использования калькуляторов, гаджетов и др. технических средств, облегчающих выполнение заданий.
Формирование вычислительных навыков в процессе изучения курса математики, когда обучающийся самостоятельно без помощи и вмешательства учителя, осознанно выполняет, контролирует выполняемые вычислительные операции. Таким средством формирования вычислительных навыков учащихся являются интерактивные математические тренажеры.
Основное назначение математического тренажера состоит в формировании прочных навыков вычисления, в то же время, интерактивные эффекты тренажера способствуют усвоению предмета, повышают мотивацию учения, развивают памяти, логику, мышление.
Перечислим эффекты, применяемые в математических тренажерах:
- • Установка соответствия
- • Интерактивное тестирование
- • Заполнение пропущенных слов и чисел
- • Сортировка
- • Вычислительные цепочки
- • Интерактивные таблицы
Установка соответствия – перемещением элемента устанавливается соответствие между функцией и ее значением, между точкой и ее координатой, между величиной и ее характеристикой и т.п.
Интерактивное тестирование – тестовые задания с иллюстрациями, обычно используются в комплекте с другими эффектами. Программа сразу проверяет правильность выполнения заданий.
Заполнение пропущенных слов и чисел – в предложение или пример в специальное окно вставляются пропущенные слова или числа. Применяется при исследовании функций, проверки правил, свойств и т.п.
Сортировка – элементы сортируются по определенным свойствам или признакам. Например, рациональные и иррациональные числа, четные и нечетные функции и т.п.
Вычислительные цепочки – тренировка в выполнении арифметических действий. На каждом шаге вычислений программа проверяет результат и только при правильном результате позволяет двигаться дальше.
Интерактивные таблицы – таблицы составляются для определенных заданий, в них есть ячейки с вопросом, куда заносятся результаты вычислений. Программа сразу осуществляет проверку вносимых данных.
Таким образом, работа с интерактивными математическими тренажерами способствует формированию навыков вычисления, готовности обучающихся реализовывать универсальные учебные действия, повышает эффективность образовательного процесса в целом.