Полный текст статьи
Печать

В сегодняшнем современном мире отношения между учителем и учеником в большинстве строятся на авторитарном принципе. Когда как этот режим имеет как свои плюсы, так и минусы. И под минусами имеется ввиду, то что в авторитарном принципе ученик не может прямо воздействовать на ход урока и не может проявить себя. Между тем, в образовании приоритетнее должна выступать гуманистическая педагогика, где главное научить каждого ученика, а не только тех, кто «работает» на уроке. Ведь главная задача учителя – раскрыть потенциал каждого учащегося, а не только конкретных детей. Ведь в современном быстро меняющемся обществе учитель должен суметь адаптировать ребенка к нынешним реалиям, воспитать ярких индивидуальностей. Сегодняшние школьники более раскрепощены и независимы мыслями, поэтому для учителя так же нужно найти новые подходы для обучения. И в этом главная роль личностно – ориентированного подхода.   

Это трудоемкая работа, но как известно работа учителя не легкая задача. Ведь по сути учителя являются теми людьми, которые ответственны перед нашим будущим, т.е. будущим поколением. Ответственны за ее образование и морально-личностные качества.    

Личностно – ориентированное обучение, это обучение, выявляющее особенности ученика, его самобытный опыт. И с помощью этого выстраивается весь педагогический план.    

В связи с этим, мы провели сравнение между традиционным обучением и личностно ориентированным подходом.

Таблица 1

Традиционное обучение

Личностно-ориентированный подход

Работа с различной группы успеваемости

Работа с каждым учеником независимо от его успеваемости

Устанавливает для класса общую тему и подбирается для него учебный материал

Учебный материал подбирается с учетом знаний каждого ученика и подбирается учебный материал

Для учителя важны конечные или промежуточные результаты

Учитель помогает осознанию познавательной стратегии учеников

            Итак, процесс обучения в системе образования должен быть направлен на каждого ученика с учетом его личностных качеств и способностей. Должна быть предоставлена возможность каждому учащемуся реализовать себя в учебной и общественной деятельности с опорой на его индивидуальные возможности и особенности. Личностный подход – это осознанное отношение педагога к воспитаннику как к личности. Личный подход помогает ученику в осознании себя личностью, в раскрытии его возможностей, становлении самосознания самореализации и самоутверждения. Знание особенностей каждого ученика – именно то, что предполагает личностно-ориентированное обучение

Для достижения данных целей выступает интерактивное обучение, которое основано на субъект-субъектном взаимодействии участников учебного процесса. В ходе обучения интенсивность учебного процесса обеспечивает высокий уровень усвоения учебного материала обучающимися благодаря самостоятельному добыванию знаний, сотрудничеству и поддержке в ходе совместной познавательной деятельности.

 Термин интерактивное обучение обозначает обучение, основанное на активном взаимодействии с субъектом обучения. Оно предполагает двусторонний обмен информации. Режим интерактивности воспроизводит осознание, которое вызывает его активную деятельность и происходит обратный поток, от ученика к учителю. Информационные потоки, таким образом, имеют двусторонний характер: один поток исходит от учителя, другой – от ученика [1, с. 121].

В традиционном обучении учитель является тем, что просто проводит учебную информацию через себя к ученикам. Внешние условия, при которых осуществляется учение, доминируют четкому управлению процессом обучения со стороны преподавателя, который отводит обучающимся пассивную роль слушателей. В процессе интерактивных технологий ученики активно выступают участниками, их опыт важен не менее чем опыт самого учителя, который не столько преподносит готовые знания, сколько побуждает учащихся к самостоятельному поиску, учитель в данном процессе выступает как «навигатор» т.е. руководит и направляет процессом обучения. В процессе использования интерактивных форм и методов на занятиях преподаватель организует общее решение различных ситуаций, каждый высказывает свое мнение, совместно решает проблему, ведется сотрудничество. Происходит активизация мыслительной деятельности обучающихся, выступая как стимул, формируется умение работы в команде, активное взаимодействие с другими участниками процесса обучения. При данном обучении происходит работа внутреннего механизма саморазвития обучающихся, вырабатывается самостоятельность в действиях. С помощью интерактивных технологий произойдет более эффективный, достоверный, индивидуальный личностно-ориентированный подход в обучении.