Полный текст статьи
Печать

Согласно Стратегии развития воспитания РФ до 2025 года, одной из важнейших задач современной общеобразовательной организации выступает создание новых форм организации социальной жизни будущего россиянина. На наш взгляд, именно социальное проектирование, может отвечать всем требованиям формирования личностного развития школьника, способствует формированию ответственности, гражданской сознательности, социальной активности [7].

Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Под патриотическим воспитанием традиционно понимается утверждение в сознании и чувствах школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям,  формирование ведущих интегративных качеств личности; уважения и интереса ко всем нациям; воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края.

Гражданско-патриотическое воспитание – это нравственный процесс подготовки подрастающего поколения, направленный на формирование у учащихся качеств гражданина и патриота страны. В формирование такой гражданской личности, которая сочетает в себе правовую, нравственную, политическую культуру, должна внести ощутимый вклад школа. Наиболее оптимальным возрастом для старта гражданско-патриотического воспитания школьников является детский возраст, так как именно в этот период происходит самоутверждение ребенка, активное развитие социальных интересов.

Анализ исследований Лукова В.A.[5], Сафроновой В.М.[6], Тощенко Ж.Т.[8],  позволил определить, что социальное проектирование это самостоятельная деятельность обучающихся, направленная на практическое решение общественно-значимой проблемы.

В рамках задач исследования нами обобщен педагогический опыт по социальному проектированию МОБУ СОШ №31 и 33 г. Якутска (проекты «Дороги добра», «Наследники Великой Победы» и др.).

Например, в реализации проекта «Дорога добра» школьники участвовали в подготовке концертных номеров, театральных постановок, игровых программ, флешмобов, изготовлении своими руками подарков, костюмов для выступления, проведении спортивных состязаний. Провели акцию «Дети – детям», «Книжка в подарок», благотворительную ярмарку, коммунарские сборы для учащихся школы с целью сбора средств на благотворительные мероприятия.

Проект «Наследники великой Победы» нацелен на поисковую деятельность. Организаторы проекта посетили ветеранов войны, которые помогли собрать информацию для выпуска буклета; параллельно собирался видеоархив для выпуска документального фильма. Традиционным для   учащихся начальных классов МОБУ СОШ № 33 г.Якутска стал проект «Покормите птиц зимой».  

В проекте «Покормите птиц зимой» приняло участие более ста обучающихся начальной школы МОБУ СОШ №33 им. Л.А. Колосовой с углубленным изучением отдельных предметов г. Якутска.

Тип проекта: информационно – практико – ориентированный.

Вид проекта: групповой, долгосрочный.

Цель проекта: экологическое воспитание и образование детей при организации совместной деятельности родителей и учащихся по изготовлению кормушек для птиц

Задачи работы над проектом:

1. Углубление знаний детей о зимующих и перелетных птицах, о способах подкормки птиц зимой.

2.  Расширение представлений детей и родителей о видах кормушек и способах их изготовления из подручного материала.

3.  Воспитание бережного отношения к природе, заботы и милосердия по отношению ко всему живому.

4.  Формирование познавательного интереса и творческой активности у учащихся в природоохранной деятельности.

Ожидаемый результат:

 - ученики, имеющие представление о зимующих птицах, умеющие совместно с родителями изготовить кормушку из разного материала;

- ребёнок, знающий каким кормом подкармливать птиц, постоянно подкармливающий птиц зимой;

 - родитель – активный участник в проекте и способный воспитать у детей любовь и бережное отношение к птицам.

Учащимися были изготовлены кормушки для птиц, в свободной форме.  Для этого предварительно были изучены: правила создания кормушки, технология изготовления. По окончанию изготовления, учащиеся сдали свои кормушки классным руководителям. Все работы сданы в «Центральную городскую библиотеку им. В.Г. Белинского» г. Якутска.

В настоящее время разрабатываются проекты: «Скамейка для ветеранов», «Семейный книжный клуб», «Зеленая планета».

  Исходя из практики, мы пришли к выводам, что участие учащихся младшего школьного возраста в социально- направленной проектной деятельности позволяет развиваться, самореализовываться за счет своих индивидуальных особенностей, развиваются навыки социального взаимодействия, что является важным фактором социализации детей. Социальные проекты выступают наиболее эффективной технологией гражданско-патриотического воспитания в современной общеобразовательной организации.