Полный текст статьи
Печать

Сегодня трудно представить современную школу без социального педагога. В Республике Саха (Якутия) эту должность стали  вводить в штатное расписание образовательных учреждений всего 25 лет назад. Быстро растущая потребность в данных специалистах обусловила создание на базе педагогического института ЯГУ кафедры социальной педагогики в 1996 году. Под руководством А.Г.Корниловой – доктора педагогических наук, профессора на кафедре работают замечательные педагоги, которые вот уже 20 лет готовят высококвалифицированных специалистов.

Деятельность социального педагога в школе многогранна. Одно из основных направлений – работа социального педагога с детьми, имеющими отклонения  в поведении от социальной нормы.

Под социальной нормой принято понимать - правила, образец действия, меру допустимого (дозволенного или обязательного) поведения или деятельности людей, которая официально установлена или сложилась в обществе.

Отклонениями в поведении детей являются детский алкоголизм, токсикомания, наркомания, проституция, беспризорность, безнадзорность, бродяжничество, правонарушения и преступность. В научной педагогической литературе для этой категории детей с отклонениями используют различные термины: «трудный», «трудновоспитуемый», «ребенок с девиантным, асоциальным поведением».

Изучая личности «трудных» детей  мы определили типичные отклонения в поведении школьников и причины этих отклонений. К типичным отклонениям в поведении школьника относятся лень, агрессивность, недисциплинированность, упрямство.  Наиболее частыми  причинами отклонений в поведении детей школьного возраста являются:

-неблагополучие в семье

-отсутствие единства в требованиях взрослых членов семьи

-бездумное удовлетворение всех желаний, прихотей и капризов ребенка

- применение физических мер наказания

- психологическая изоляция в классном коллективе

-отрицательное влияние микросреды

 У школьников отклонения в поведении чаще всего проявляются в форме проступков, конфликтов с одноклассниками, с учителями, с родителями. Часто такое поведение определяется случайными обстоятельствами, так как ребенок еще не имеет устоявшихся взглядов, а существующие нормы и моральные правила еще не стали его собственными. В таких случаях социальный педагог проводит профилактическую или коррекционную работу, целью которой является преодоление или ослабление отрицательных качеств и формирование  поведения с положительной направленностью. Также деятельность социального педагога будет направлена на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении детей. Работа в этом направлении осуществляется по запросу классного руководителя, администрации школы и родителей.

Для того чтобы эта  деятельность была эффективной социальному педагогу необходимо определить основные этапы  работы.

Этапы социально-педагогической работы по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения.

  1. 1.    Подготовительный
  • Диагностика
  • Формулирование проблемы
  • Прогнозирование
  • Определение целей и задач
  • Выбор социально-педагогической технологии
  • Планирование социально-педагогической деятельности
  1. 2.    Этап реализации
  • Апробация технологии
  • Корректировка технологии
  • Промежуточный мониторинг.

3.   Итоговый или закрепляющий

  • Оценка результативности
  • Анализ

Определить достигнутый результат можно чаще всего через оценку изменений, произошедших в поведении. И здесь хочется предупредить: не каждый результат работы социального педагога будет положительный, но не надо отчаиваться, досконально проанализируйте свою работу и начинайте сначала.

            И в заключение несколько советов социальным педагогам только начинающим свою профессиональную деятельность:

- овладевайте искусством общения с детьми

- не занимайтесь воспитанием в плохом настроении

- учитесь смотреть на вещи глазами ребенка

- будьте хорошим слушателем

- не опекайте, а воспитывайте

- проявляйте терпимость

- не подсказывайте готовое решение, а покажите путь к нему

- не пропустите момент, когда достигнут первый успех

- будьте требовательны к себе и умейте управлять собой

- чаще улыбайтесь.

Во всех российских  школах  за эти 25 недолгих лет социальные педагоги стали уже неотъемлемой частью педагогических коллективов. Как показала практика, эти специалисты востребованы в образовательных учреждениях. Благодаря социальным педагогам и профессионалам, владеющим социально-педагогической компетентностью, человек становится центром внимания всех государственных и иных структур.