Сегодня трудно представить современную школу без социального педагога. В Республике Саха (Якутия) эту должность стали вводить в штатное расписание образовательных учреждений всего 25 лет назад. Быстро растущая потребность в данных специалистах обусловила создание на базе педагогического института ЯГУ кафедры социальной педагогики в 1996 году. Под руководством А.Г.Корниловой – доктора педагогических наук, профессора на кафедре работают замечательные педагоги, которые вот уже 20 лет готовят высококвалифицированных специалистов.
Деятельность социального педагога в школе многогранна. Одно из основных направлений – работа социального педагога с детьми, имеющими отклонения в поведении от социальной нормы.
Под социальной нормой принято понимать - правила, образец действия, меру допустимого (дозволенного или обязательного) поведения или деятельности людей, которая официально установлена или сложилась в обществе.
Отклонениями в поведении детей являются детский алкоголизм, токсикомания, наркомания, проституция, беспризорность, безнадзорность, бродяжничество, правонарушения и преступность. В научной педагогической литературе для этой категории детей с отклонениями используют различные термины: «трудный», «трудновоспитуемый», «ребенок с девиантным, асоциальным поведением».
Изучая личности «трудных» детей мы определили типичные отклонения в поведении школьников и причины этих отклонений. К типичным отклонениям в поведении школьника относятся лень, агрессивность, недисциплинированность, упрямство. Наиболее частыми причинами отклонений в поведении детей школьного возраста являются:
-неблагополучие в семье
-отсутствие единства в требованиях взрослых членов семьи
-бездумное удовлетворение всех желаний, прихотей и капризов ребенка
- применение физических мер наказания
- психологическая изоляция в классном коллективе
-отрицательное влияние микросреды
У школьников отклонения в поведении чаще всего проявляются в форме проступков, конфликтов с одноклассниками, с учителями, с родителями. Часто такое поведение определяется случайными обстоятельствами, так как ребенок еще не имеет устоявшихся взглядов, а существующие нормы и моральные правила еще не стали его собственными. В таких случаях социальный педагог проводит профилактическую или коррекционную работу, целью которой является преодоление или ослабление отрицательных качеств и формирование поведения с положительной направленностью. Также деятельность социального педагога будет направлена на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении детей. Работа в этом направлении осуществляется по запросу классного руководителя, администрации школы и родителей.
Для того чтобы эта деятельность была эффективной социальному педагогу необходимо определить основные этапы работы.
Этапы социально-педагогической работы по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения.
- 1. Подготовительный
- Диагностика
- Формулирование проблемы
- Прогнозирование
- Определение целей и задач
- Выбор социально-педагогической технологии
- Планирование социально-педагогической деятельности
- 2. Этап реализации
- Апробация технологии
- Корректировка технологии
- Промежуточный мониторинг.
3. Итоговый или закрепляющий
- Оценка результативности
- Анализ
Определить достигнутый результат можно чаще всего через оценку изменений, произошедших в поведении. И здесь хочется предупредить: не каждый результат работы социального педагога будет положительный, но не надо отчаиваться, досконально проанализируйте свою работу и начинайте сначала.
И в заключение несколько советов социальным педагогам только начинающим свою профессиональную деятельность:
- овладевайте искусством общения с детьми
- не занимайтесь воспитанием в плохом настроении
- учитесь смотреть на вещи глазами ребенка
- будьте хорошим слушателем
- не опекайте, а воспитывайте
- проявляйте терпимость
- не подсказывайте готовое решение, а покажите путь к нему
- не пропустите момент, когда достигнут первый успех
- будьте требовательны к себе и умейте управлять собой
- чаще улыбайтесь.
Во всех российских школах за эти 25 недолгих лет социальные педагоги стали уже неотъемлемой частью педагогических коллективов. Как показала практика, эти специалисты востребованы в образовательных учреждениях. Благодаря социальным педагогам и профессионалам, владеющим социально-педагогической компетентностью, человек становится центром внимания всех государственных и иных структур.