Полный текст статьи
Печать

Северные условия Республики Саха (Якутия) определяют необходимость внесения существенных изменений в процесс урочной и внеурочной работы учащихся по разным предметам, в частности по предмету «ОБЖ».

Характерная особенность жизнедеятельности в условиях Севера заключается в том, что человек живет и работает в экстремальных условиях, он борется за выживание, постоянно подвергая себя различным воздействиям рискового характера. Действительно, риск погибнуть или получить травму предостерегает северного человека постоянно на протяжении всей жизни. При этом величина риска – уровень безопасности - зависит от жизненных обстоятельств.

Предмет исследования - эффективные формы и методы организации внеурочной работы по БЖ с младшими школьниками в условиях Севера.

Целью исследования является определение эффективных форм и методов организации внеурочной работы по безопасности жизнедеятельности.

Исследование проводилось на базе МОБУ НПСОШ №2 (с углубленным изучением отдельных предметов).

 Во внеурочной работе с младшими школьниками по предмету безопасности жизнедеятельности, нами апробирована программа «В жизнь по безопасной дороге», а также провели работу с педагогами и родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Эта работа профилактики детского дорожно-транспортного травматизма состоит из трех разделов:

- самой образовательной программы «В жизнь по безопасной дороге»

- работы учителя ОБЖ с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма,

- работы учителя ОБЖ с учителями начальных классов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

В эксперименте участвовали 120 школьников 1-4 классов. Из них 56 учеников контрольного класса и 64 ученика экспериментального класса МОБУ НПСОШ №2.

На первом этапе эксперимента нами была изучена научно-методическая литература по проблеме исследования, а также изучено содержание внеурочной работы по безопасности жизнедеятельности в МОБУ НПСОШ №2.

Мы провели анкетирование среди учащихся экспериментального класса в целях выявления у них интереса к изучению профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Полученные в ходе диагностического обследования учащихся данные подверглись тщательному анализу, после чего мы получили возможность приступить к формирующему эксперименту.Предложенные нами формы постоянно совершенствовались в соответствии с изменениями интересов учащихся, а также с возможностями класса и учителя.

Для определения эффективности экспериментального обучения основывались на разнице между результатами начального и контрольного анализа. Как показывают данные, в ходе экспериментального обучения 67,9% школьников научились контролировать ход своих внеурочных действий. Во внеклассных воспитательных занятиях они стали намного внимательнее, старались самостоятельно преодолевать трудности в работе, прилагать усилия для выполнения внеклассных воспитательных работ, научились осознанному развитию темповых навыков мыслительной деятельности, памяти. Инициатива проведения внеклассных занятий по программе вызвало у учащихся веру в свои возможности. Они начали выполнять ПДД, на внеклассных мероприятиях были активны.

Родители и педагоги осознали необходимость данного направления работы и убедились в практической необходимости и значимости занятий, так как эта работа является предметом прямого действия, и от того, как проводится эта работа, зависит безопасность и здоровье каждого ребенка.

Результаты исследования позволяют сделать следующее заключение:

1)           Обучениешкольников младших классов по программе формирует у них устойчивые ЗУН соблюдения и выполнения ПДД; работа с родителями повышает их ответственность за соблюдение детьми ПДД, безопасности жизнедеятельности ребенка;

2)           Работа с педагогами формирует профессиональные педагогические ЗУН,необходимые для внедрения основ безопасности жизнедеятельности.